Нет,
не в десять - во много, много раз больше.
Под
Рождество случилось, естественно, затишье; но в начале января работодатели
стали снова просыпаться.
Первым
на интервью в Новом 2016 году меня позвал мутный тип в очень мутную контору в
Кэмбридже. Магазин конфет, но вебсайты (в количестве 20 штук!), которые надо
ему делать и поддерживать - на самые разные темы: продажа ковров, еще что-то.
Интервью тоже проходило как-то странно: он задавал вопросы, типа, "А это
можете? А это? А это?" - буквально забрасывал подобными вопросами, из чего
я поняла, что работы будет вал, из самых разных сфер, заниматься я всем буду
одна; я вспомнила, что посылала ему свое резюме еще месяца два назад на эту
позицию, и у меня закралось подозрение, что тогда кого-то взяли, но человек то
ли не выдержал объема, то ли его тупо кинули с оплатой - и он исчез. Короче, на
протяжении всего интервью у меня в голове звонил звоночек, что что-то тут не
чисто, и работать там мне совсем не хочется. Но звоночек перерос в колокол,
набат, практически, когда работодатель рассказал, как они делают лого для
клиентов: находят на сайте бесплатных лого и переделывают под свои нужды. Верх
непрофессионализма.
Короче,
у меня было сильное желание бежать побыстрее оттуда.
Приехав
домой, первым делом написала им письмо, что данная работа "doesn't meet my career aspirations" (данная работа не отвечает
моим карьерным ожиданиям).
В
феврале я чуть было не устроилась на работу в город Фёргус.
Я
подалась туда на вакансию - очень заинтересовавшую меня по обязанностям, т.к.
это было именно то, что я искала, - но скорее от отчаяния: Гугл предсказывал,
что из дома до работы мне ехать 50 минут, что по московским меркам, конечно,
нормально, но по меркам нашей жизни... Чересчур.
И,
однако, я была готова там работать.
Хотя,
тоже звонил какой-то смутный звоночек. Но я до сих пор не могу определить, что
это был за звоночек, почему.
Сначала
там было телефонное интервью с кадровым агентством. К тому моменту я уже
снизила планку зарплатных ожиданий - поэтому меня пригласили на очное интервью
с владельцем фирмы (его звали Джонсон) и сотрудницей кадрового агентства. Вопросы
были самые общие; в том числе, экзаменовали, насколько хорошо я знаю сферу
деятельности компании. В конце интервью попросили прислать референсы - я уже
знала, что это ничего не значит (в самом начале Джонсон озвучил весь процесс -
сказал, что будет два собеседования), - референсы у меня были заготовлены
заранее, и я протянула ему листок.
Портфолио
тоже вроде понравилось.
Перед
вторым интервью во-первых, Джонсон попросился в мои контакты в ЛинкедИн, что было
хорошим знаком, а во-вторых, я узнала, что одному из моих референсов звонили,
и, по его мнению, Джонсон остался доволен.
На
втором интервью Джонсон старался создать дружелюбную обстановку (честно говоря,
доверия это у меня все равно не вызвало) - мол, я прошла уже на второй тур
собеседований: водил по офису, показывая все кабинеты, в том числе и мое
будущее потенциальное рабочее место, знакомил с сотрудниками. Я слышала, что
это очень хороший знак; но я уже ни на что не покупалась. К тому же, и до меня,
и после меня он делал с другими кандидатами, - а я с ними пересеклась, - ровно
то же самое, говорил ровно те же фразы. Также - уже на интервью - выдал
"Правила и распорядки" своей конторы, что мне тоже показалось несколько
преждевременным. В этот раз было т.н. panel interview, когда вопросы задают сразу
несколько человек, и, зачастую, таким образом, чтобы выбить интервьюируемого из
колеи и заставить отвечать на вопросы искренне и честно, а не заготовками. В
частности, "Назовите ваши слабые стороны, только не надо говорить, что вы
перфекционист: мы это и так все время слышим!" Но на это у меня была
заготовка, которая у меня от зубов отскакивала (спасибо моей подруге, опытной в
делах поиска работы!), поэтому не запугали. Где заготовок не было, отвечала
искренне, но в рамках, стараясь не сболтнуть лишнего.
В
этот раз Джонсон уже рассказывал детально про условия: зарплату, постоянная эта
работа или контрактная и т.п. Зарплату предлагал 15 долларов в час, преподнося
это как благо: "У вас же по сути нет канадского опыта, так что, для первой
работы очень даже неплохо".
Я,
в свою очередь, тоже задавала вопросы. В частности спросила, какое ПО они
используют. И вот тут звоночек опять превратился в набат. Выяснилось, что мне
предлагается пользоваться собственным компьютером и собственным ПО!.. О наличии
того и другого они спрашивали на первом собеседовании (или даже еще во время
телефонного интервью). Мол, "у нас все дизайнеры работают на своих
компьютерах". Замечательно; но "все остальные дизайнеры", как
мне было сказано, работают из дома,
дистанционно, а мне предлагалось сидеть в офисе.
Еще
неприятный момент, хотя и не так: брали на постоянную работу (permanent) "полставки, 30 часов в
неделю". При этом в "Правилах и распорядках" упоминались
переработки, и при описании характера работы это звучало неоднократно, т.е. не
оставляло сомнений, что работы много, срочной, и не всегда можно будет
уложиться в рабочие часы. Но при этом заранее оговаривалось, что официальная
рабочая неделя - 30 часов! Переработки не оплачивались; можно брать отгулы. Кстати,
моя подруга, которая Career
Counselor,
сказала, что 30 часов - это уже полный день, а не полставки - по онтарийским
законам. Но эта система довольно распространена среди работодателей, пытающихся
cut
the
corners
(на всем сэкономить): в частности, многие крупные магазины (например, Home Depot - у меня там работала знакомая,
рассказывала то же самое) берут на "полставки", а потом загружают по
полной. Подобная хитрость позволяет работодателям не платить соцпакет, отпуск и
еще много чего. Сплошная экономия, одним словом.
Но
больше всего меня напрягало пользование собственным компьютером и ПО.
И
тем не менее, я была готова согласиться на эту работу - потому что следующая
неизвестно когда представится - если бы получила предложение.
Но
после интервью Джонсон пропал (хотя, пока шел процесс собеседований попросился
в контакты в ЛинкедИне) - и слава богу, подумала я. Ездить в Фёргус, час в один
конец (потому что в реальности это час), работать в их офисе, но на своем
компьютере, за 15 долларов в час, "неполную" рабочую неделю!..
После
Фёргуса была еще одна стремная контора - маленький магазинчик в Китченере по
продаже лампочек, - где также предлагали пользоваться своим компом, но ПО
обещали поставить: требовался 3D
Max,
которого у меня не было. Кстати, о том, что потребуется использование 3Д
графики я узнала только на собеседовании, в объявлении ничего не было на эту
тему. Про само интервью даже не могу сказать, кроме одного слова: странное.
Должна
заметить, что все это время - полгода с лишним, - я не только занималась job hunting, хотя, этим, конечно, в первую
очередь; но и занималась газетой - волонтерский проект, который в моем резюме
на первом месте, т.к. больше у меня опыта раз два и обчелся; делала
поздравительные открытки; находила уроки по Фотошопу, чтобы освоить что-то
новое, - одним словом, всячески поддерживала свои навыки.
Конечно,
подобная работа гораздо интереснее, чем сочинять эти дурацкие cover letters (сопроводительные письма),
которые мне всегда тяжело давались, поэтому иногда бывало я уходила в дизайн
вместо того, чтобы самой искать работодателей, быть, что называется, proactive.
Весной
пригласили на собеседование в еще одну контору: по продаже оборудования для
ресторанов и гостиниц. Это был контракт на год: заменять уходящую в декрет
сотрудницу. Именно эта сотрудница - ее звали Сьюзан - и проводила
собеседование. Сьюзан мне очень
понравилась; бывает такое, когда знакомишься с человеком - и сразу понимаешь,
что вы с ним на одной волне, понимаете друг друга с полуслова и говорите на
одном языке (хотя для меня английский и не родной). И у меня было ощущение, что
это чувство взаимно. Но все-таки Сьюзан, хоть и была ко мне очень настроена,
сидела по ту сторону стола собеседования, и задавала вопросы, которые ей были
выданы по списку. Она сама как будто чувствовала себя дискомфортно, задавая эти
вопросы, т.к. извинялась, говорила, "я должна это спросить", и как
будто внутренне за меня "болела", вздыхая с облегчением, когда я
правильно отвечала на поставленные вопросы.
Возможно,
из-за такого хорошего контакта с интервьюером я могу точно сказать, в какой
момент я облажалась. Прокололась на зарплате. Я решила, что раз позиция
контрактная, значит, можно просить больше, чем на постоянной. И когда я
ответила на вопрос "What
are
your
salary
expectations"
(каковы ваши ожидания по зарплате), Сьюзан изменилась в лице, и тут я поняла,
что все, позиция уплыла от меня. Слово, как говорится, не воробей...
Подруга,
консультант по карьере, сказала мне потом, когда я рассказала эту историю, что
совершенно необязательно на контракте просить больше, чем на постоянной ставке.
С
ее же подачи я все-таки занялась "networking": стала сама ездить по
фирмам - дизайн-бюро, типографиям, рекламным агентствам, - и раздавать свои
резюме, сопроводительные письма и рекламные открытки, - мол, будете искать
графического дизайнера, имейте меня в виду.
Первый
раз было морально тяжело. Вот так вот прийти с улицы в незнакомую контору,
представиться, сказать, что ищу работу, предложить взять резюме... Но это
Канада. Да, иногда люди менялись в лице (не в лучшую сторону), услышав, что я
ищу работу, иногда я чувствовала, что только выйду за дверь, мое резюме со всем
остальным отправится в корзину, но все всегда оставались неизменно вежливы.
После посещения пары-тройки контор уже пошло как по маслу, и я внутренне не
заморачивалась.
Однако,
я сталкивалась с разнообразными трудностями. Две конторы - в центре Китченера -
располагались на одной улице, но там шел ремонт. Долго покружив в тех местах
среди блокировок дороги, я плюнула и пошла пешком (а ведь для подобных визитов
я старалась одеваться и выглядеть поприличнее, а тут ходи по грязи!..). В одну
контору приехала, захожу - никого. В глубине слышны голоса, кто-то говорит по
телефону, кто-то с кем-то что-то обсуждает, на ресепшн нет никого. Я
стояла-стояла, ждала-ждала - никто так и не вышел. Ладно, думаю, сейчас еще в
пару мест заеду, а на обратном пути - сюда. Когда заехала на обратном пути,
дверь в офис вообще была закрыта, и на ней висела записка: "Все ушли на
офисный ланч". В этот же день я пыталась заехать в еще одно место - там
никого не было (дело было в пятницу, после чего я поняла, что по пятницам
резюме лучше не развозить), кроме уборочной фирмы, которая вымывала весь офис.
Куда-то я приехала и не только не смогла войти, т.к. дверь была заперта, но
даже не нашла звонка! Видимо, люди совсем не любили посторонних. Где-то на
двери висела табличка "Личные встречи только по предварительной
договоренности", - естественно, я не стала туда ломиться. Во все эти
места, куда не смогла доставить резюме лично, я посылала их по электронной
почте. По электронной почте же я посылала еще во много мест; если не могла туда
доехать, или на сайте видела объявление, "no calls, no visits"...
Очень
понравилась мне одна фирма - маркетинговое агентство. Когда я зашла, там никого
не увидела; но почти сразу вышла женщина - по виду арт-директор, не
ресепшенист. Она мне очень понравилась, я сразу почувствовала, что хочу на нее
работать. Взяла резюме, предупредив, правда, что дизайнеров они сейчас не
берут; но обещала посмотреть мой сайт-портфолио. Потом я нашла ее в ЛинкедИн:
да, она действительно была арт-директор и совладелец фирмы. И такая приятная,
располагающая к себе женщина!..
Из
одной фирмы, куда я отправила резюме - proactive, т.е. объявлений о работе у них
никаких не было, - откликнулись, спросили, готова ли я выполнить одну работу -
верстка книги, - за мизерные деньги. Я согласилась; и они тут же пропали. Как
будто выясняли рынок труда: готов кто-то работать за гроши или нет.
А
объявления о работе тем временем пропали. Точнее, нет, не так: они были, но
как-то мало; зачастую от одних и тех же фирм, в которые я уже подавалась раза
по два. "Все те же клоуны на арене!.."
На
собеседования вообще перестали звать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий