САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Саморегуляция - это возможность самому управлять своими
уровнями энергии (energy states),
эмоциями, поведением и вниманием приемлемым в социальном обществе способом;
достигать позитивных целей, таких, как завязывание и поддерживание хороших
взаимоотношений, обучаемость и здоровье. Стоит различать саморегуляцию и
самоконтроль. Саморегуляция не
предполагает подавления импульсов и побуждений, а скорее подразумевает
способность эффективно справляться со стрессами: например, шумом, светом,
движением, или же пугающими ситуациями в младенчестве и детстве, могущими
привести к истощению энергии.
Также разным детям это стоит разных усилий: все зависит от
вида деятельности, в которую вовлечен ребенок, ситуации, и, самое главное,
личности самого ребенка. Два ребенка, занятых одним и тем же, в одной и той же
ситуации, могут совершенно по-разному расходовать свою энергию, и возбуждение
их нервной системы может находиться совершенно в разных точках.
Нам показывали забавный "Зефирный тест" (Marshmallow test): детей лет 3-6
оставляли по одному в комнате с видеокамерой, показывали зефирину и говорили:
"Ты можешь съесть этот зефир сейчас. Но если ты потерпишь 15 минут, то
потом получишь еще один". И оставляли один на один с зефиром. Интересно
было смотреть на реакцию детей, кто как себя вел. Один мальчик лет 4 сидел прям
как партизан: сдвинув брови, стиснув зубы смотрел на зефирину... Получив же
вожделенный второй зефир, сразу оба засунул в рот!.. Маленькая девочка лет 3
сдалась совсем быстро. Другие дети - лет 4-5-6 - вели себя по-разному: кто-то
вертел зефир в руках, и так мял, и сяк, но не ел; кто-то катал по столу,
изучал; кто-то начинал откусывать по ма-а-а-аленькому кусочку... Смысл теста
показать, насколько дети владеют своими эмоциями и желаниями. Впервые этот тест
был проведен в 1989 году, около 30% участвующих детей 4 лет оказались способны
дождаться второй зефирины. Позднее они достигли гораздо лучших показателей в
учебе, меньше демонстрировали антисоциальное поведение, пониженную
восприимчивость к использованию наркотиков.
(Я обратила внимание,
что никто из детей не бегал по комнате, не играл с ручкой двери, стулом, еще
какими-нибудь запчастями, какие бы смог найти, как делал бы мой сын; все дети
были сосредоточены на зефире. Я крепко задумалась, как бы повел себя мой
мальчик. Ну, первая же зефирина полетела бы в экспериментатора - это понятно,
он зефир не пробовал и не собирается. Но вот найти аналог... я так и не смогла.
Думаю, он бы плюнул на эксперимент и занялся бы чем-нибудь своим. Скорее всего,
играл бы с ручкой двери, двигал бы стул и т.п.)
Нас познакомили с исследованиями ведущего специалиста Канады
в области детской психологии Д-ра Стюарта Шэнкера (Dr. Stuart Shanker), профессора Философии и Психологии Йоркского
университета. С его точки зрения, чем больше истощены силы ребенка, тем труднее
ему сохранять самоконтроль (это я прекрасно знаю по своему малышу: вечером он
больше склонен к истерикам, чем днем). Однако, задача родителей и воспитателей
в данном случае не тренировать силу воли ребенка, а выявить и снизить стрессы,
воздействующие на нервную систему ребенка, чтобы у него остались силы на
самоконтроль.
В развитии саморегуляции Д-р Шэнкер выделяет пять аспектов:
1) определение
признаков, когда ребенок в состоянии стресса. Это не так просто, как
кажется на первый взгляд. Нам показывали видеоролик, в котором мама дует на малыша,
"висящего" в прыгунках. Для малыша это явно стресс, у него выпученные
глаза и широко раскрытый рот, он пытается всеми силами увернуться в момент,
когда она дует... Потом же смеется. Правда, на мой взгляд, смех у него был
какой-то все равно нервный (хотя, на вид ему месяцев 4-5!). Мама воспринимает
это как забаву, ошибочно предполагая, что малышу весело. Однако, смех в данном
случае это ничто иное, как реакция на стресс.
2) Выявить факторы,
вызывающие стресс. Например, слишком громкие звуки. У каждого ребенка свои
факторы, вызывающие стресс.
3) Снизить эти
факторы (я, например, стараюсь избегать туалетов с электрической сушкой для
рук: как я выяснила недавно, мой мальчик их страшно не любит или боится, и
из-за этого может отказаться идти в туалет)
4) Помочь ребенку
научиться определять, каково это быть спокойным, ощущать спокойствие, и что
он чувствует в состоянии возбуждения, когда волнуется или нервничает.
5) Помочь ребенку
освоить техники возвращения в состояние спокойствия, когда они
перевозбуждены (например, дыхательная гимнастика).
Также Д-р Шэнкер особое внимание уделяет значению игр:
"Когда игра возникает из детских интересов, она полностью поглощает их
внимание. Игра помогает им понять точку зрения других, и что они думают. Игра
поощряет общение по поводу их желаний, благоприятствует связям между
предметами, людьми и идеями. Это тот вызов, который дети готовы принять,
требующий самостоятельной работы, чтобы игра продолжалась".
А вот этот пост для газеты заверните, пожалуйста!
ОтветитьУдалитьНастя, я приношу свои извинения: блог подзабросила, этот комментарий обнаружила только сейчас (и опубликовала; у меня комментарии дожидаются модерации). К следующему номеру обязуюсь этот пост обработать в статью для газеты!
ОтветитьУдалить