четверг, 27 февраля 2014 г.

Продолжение (или заключение??) про программу "Get Ready for School"

Наверное, мы больше не пойдем на эту программу. Похоже, программа для нас не подходит.

Сын вчера утром наотрез отказывался ехать в "школу" (не уверена, что я правильно поступила, назвав для него так эту программу). Мы с мужем насилу его вдвоем одели: он орал, ревел, брыкался и вырывался. Мы стали расспрашивать, в чем дело - он говорил, что его там обижают, инструктора ему не нравятся, короче, все плохо. Тем не менее, надо было съездить - хотя бы еще один раз, чтобы понять, что происходит.

По приезду отказывался идти в комнату, где проводятся занятия. Я была вынуждена нести его на руках. Он только говорил "кука" и показывал на выход (на его языке это означает, "пошли отсюда").

В прошлую пятницу состоялось первое родительское собрание на программе Get Ready for School. Всего их планируется четыре. Ведущая рассказывала, как проходят занятия, чему учат детей, как заниматься с ними дома. Основная цель программы - обучить детей звукам, их правильному произнесению, а также расширить словарный запас. Помимо этого подготовить к правилам поведения в JK.

Первые две недели были ознакомительными для детей: их приучали к правилам и рутинам программы; с прошлой недели начали изучать буквы и звуки.

Начало - строго в 9.15 утра, как я уже писала; все дети заходят вместе с родителями и пытаются найти карточки со своими именами, которые надо повесить на шею. Родители помогают в этом. Также имена написаны на карточках вверх ногами: это не ошибка, а специально: чтобы ребенок в любой момент мог посмотреть на свое написанное крупными буквами имя и лучше привыкать к его написанию. Я слышала, что для детей в JK важно уметь различать свое имя, написанное на бумаге.

Затем - где-то примерно полчаса или чуть больше - свободные игры. Учителя тоже стараются участвовать в этом, уделяют каждому ребенку внимание, играя с ним или разговаривая.

После этого - "big circle time" - время в большом кругу. Все вместе собираются в круг, поют песенки с какими-то движениями (наподобие нашей пальчиковой гимнастики), также в игровой форме детей учат находить карточки со своими именами.

Дальше учителя распределяют детей по маленьким группам: 5 человек на одного учителя. С пятницы в маленьких группах с детьми стали реально заниматься (до этого только песенки пели): осваивать буквы и звуки  "с", "м", "э" (английское "a"), находить одинаковые предметы из множества (задания на "одинаковое"-"разное"), исследовать звуки, издаваемые разными музыкальными инструментами. Как сказала еще ведущая, "we are not a play-based program, we have a curriculum" ("наша программа основана не на игровом подходе, у нас есть учебный план").

Данный момент меня, честно говоря, не порадовал: мой ребенок сильно против каких бы то ни было "планов". Несколько занятий назад я наблюдала, как все стоят в большом кругу, а мой сын ревет и громко орет. Я сразу поняла, почему: незадолго до этого я видела его через стекло, он ходил с гусеницей (мягкой игрушкой) и был очень рад этому. А перед сбором в круг гусеницу отобрали (это потом мне еще ведущая подтвердила). Однако, меня тогда не позвали, а сама я заходить не стала. Только отметила про себя, что у одной из воспитательниц - той, что была к нему ближе всех, и пыталась что-то сделать, - лицо было очень-очень напряженное. В результате получилось, что мой мальчик и сам не участвовал в занятиях в большом кругу, и другим не давал. А оставили бы ему гусеницу в руках, уступили бы ему в мелочах, - все было бы хорошо, он бы спокойно и с удовольствием участвовал.

После занятий в маленьких группах детей также группами выводят в туалет - сходить по-маленькому, если кому надо (кстати, там маленький детский унитаз и маленький детский умывальник!..), и помыть ручки; рассаживают за столы для легкого завтрака. На завтрак - фрукты, овощи и вода.

После завтрака - немного свободного времени и занятия в "большом кругу": песенки с пальчиковой гимнастикой, а также чтение книг. Из "большого круга" в 11.15 детей разбирают родители. В это время можно поговорить с учителями о своем ребенке. Ведущая очень поощряла родителей к тому, чтобы беседовать индивидуально с учителями.

Я, честно говоря, скептически слушала все собрание, мысленно примеряя эти занятия на своего ребенка, т.к. знаю его строптивость и своенравность. Если ему что-то не по душе, он этого делать не будет. Каково же было мое удивление, когда поговорив с учительницей, я узнала, что оказывается он все полчаса просидел в "маленьком кругу", внимал происходящему (я иногда поглядывала сквозь стекло - да, действительно он слушал учительницу), и даже пытался повторить за ней звуки!.. Т.е. ей удалось привлечь его внимание.

Однако, моя радость была преждевременной. Вчера, как я уже писала, он наотрез отказался ехать. И притащила я его, получается, насильно.

Ведущая предложила мне остаться вместе с ним на все время занятия. Сын согласился побыть, раз я буду присутствовать.

Честно говоря, у меня сложилось не самое лучшее впечатление. Т.е. возможно, каким-то детям это подходит, но моему сыну - нет. А может, он еще слишком маленький, ведь ему всего 3 года, а большинству детей на программе - 4.

Когда мы только вошли, я - с мальчонкой на руках, - и поговорили с ведущей, по-моему, очевидно было, что есть проблема. Однако, одна из учителей, как ни в чем не бывало, через несколько минут после того, как я спустила мальчика с рук, и он еще ходил потерянный, позвала его на тестирование (assessment). Не знаю, возможно, это у них рутина такая: по утрам проверять, что каждый ребенок помнит с предыдущего занятия (-ий). Я ей мягко объяснила, что мой мальчик сейчас не в состоянии.

Я краем уха послушала, как идет "тестирование". Она каждого ребенка расспрашивала про слоги!.. Мол, сколько слогов в его имени. Я, конечно, не знаю, но по-моему как-то рановато для 3-4 летних детей... Пусть она просила слоги обозначать хлопками (произносить слово по слогам и хлопать в такт), но все равно, мне кажется, сложно... Дети, естественно, отвлекались, не особо рвались отвечать на ее вопросы, но она упорно стояла на своем. Мой ребенок тестирования избежал; но думаю, в его случае оно было абсолютно бессмысленно.

Ту, большую гусеницу, из-за которой как-то раз у сына вышел конфликт с инструкторами, мы так и не нашли: подозреваю, ее спрятали от него подальше.

Потом начались занятия в большом кругу. Инструктора очень старались, чтобы все дети организовали именно круг, а не то, чтобы все просто сидят вместе!.. Как, например, работает в детском центре. Там мой мальчик иногда вообще отдельно ото всех, как рассказывают воспитатели, но все равно он при этом принимает участие: поет, делает ручками движения... А потом постепенно оказывается в кругу, ближе всех к ведущей. :) Потому что там на него никто не давит, не прессует, он свободен, и в то же время, его заинтересовывают.

Помимо стандартных всем известных песенок для "времени в кругу" ("The Wheels on the Bus...", "Old McDonald Had a Farm..."  и других), ведущая инструктор достала карточки с именанми всех детей, выкладывала их по три, и в песенно-игровой форме вызывали каждого ребенка по очереди найти карточку со своим именем, т.е. выбрать из трех. Мой ребенок не принимал участия в пении, и карточку взял только, когда я ему показала.

Затем стали разбирать детей по маленьким группам, образуя "паровозик". Я быстренько интерпретировала своему сыну, что детки строятся в гусеницу, он это принял, и тоже положил ручки на плечи впереди стоящему ребенку.

В маленьком кругу повторяли пройденные буквы и звуки (S, M, A) в игровой форме: надо было обвести букву пальчиком (это единственное, что понравилось моему малышу), найти требуемую букву среди множества других, выложить из палочек буквы сначала А, потом S. Инструктор показала, как. Мой малыш букву А выложил легко, что меня удивило, а вот букву S выложил наоборот (зеркальным отражением). И настаивал, что надо именно так, хотя я пыталась обратить его внимание на правильное начертание. Нет, она должна выглядеть так - и все!.. Занятия с музыкальными инструментами его вообще не заинтересовали, за исключением барабанных палочек, из которых он тут же выстроил "червяка" по своему обыкновению. Потом эти палочки долго и упорно у него пытались отобрать. В заключение нужно было находить по заданию две одинаковые фигурки лего, но мой ребенок вместо этого начал строить из них... правильно, гусеницу.

Потом также "паровозиком" (я опять сказала ребенку, что это гусеница) пошли в туалет мыть ручки перед едой. Тут мой малыш, слава богу, все сделал сам и хорошо (ну, разве что, два раза ручки намылил и несколько перебрал с бумажными полотенцами).

Детей рассадили за столы и выдали бумажные салфетки. "Кто хочет банан - поднимите руки!" Дети подняли руки. Мой сын, либо не понял (хотя, слово "банан" он уже знает), либо просто из-за того, что не любит фрукты, просто сидел и все. Хотя, водичку из стаканчика попил (мы были в сомнениях до сих пор, пьет ли он воду из стакана: оказывается, пьет прекрасно!..) "Кто хочет яблоко - поднимите руки!" - Опять желающие получили куски яблок. Ведущая настаивала, чтобы дети не кричали с места, а тихо поднимали руки. Безусловно, нужное качество в JK. Моему мальчику было скучно сидеть просто так, потому что фрукты его не интересовали ни капельки. И он встал и пошел играть. Взял какую-то палочку (в его воображении это был "кувак" - "червяк"). Одна из инструкторов тут же подошла, стала настаивать, чтобы он отложил палочку и вернулся за стол: "Все дети сидят за столом". Он отказывался. В результате она отобрала палочку; тут уже я подбежала и уговорила его сесть за стол. Тогда он стал играть со своей бумажной салфеткой - сворачивать ее в трубочку (искусство, которым он все пытался овладеть полтора года назад, и что теперь делает очень ловко. Мой малыш вообще, когда хочет чему-то научиться, будет долго и упорно тренироваться, пока не добьется этого. Насколько полезен данный навык с т.зр. взрослого - отдельный вопрос).

Через некоторое время дети стали заканчивать завтрак. По правилам они должны поднять руку, спросить, можно ли уже  вставать; затем выбросить мусор после еды, салфетку и стаканчик в мусорные баки. И мой ребенок захотел выйти из-за стола; к нему подошла инструктор и стала настаивать, чтобы он сказал "Пожалуйста, могу ли я выйти из-за стола?" Он мотал головой. "Скажи "Пожалуйста", - отрицательно мотает, "Скажи "Пожалуйста", - отрицательно мотает... Было очевидно, что сотрудничать он не намерен. Выпустили из-за стола просто так. Но выбросить салфетку наотрез отказался. Для него это уже была игрушка за неимением других!.. Я, кстати, не поняла, почему его заставили сидеть за столом, если он не хочет есть. В детском центре если ребенок не хочет есть, он волен делать, что ему вздумается. Кстати, и салфетку за собой мой сын там всегда сразу сам выбрасывает.

Короче, все дети уже играют перед началом "большого круга", мой сын упорствует, не желая выбрасывать салфетку. Я сказала инструктору, "Это для него как игрушка". "Нет, он должен ее выбросить, все дети выбрасывают". В общем-то, я думаю, это правильно, приучать детей делать то, что делают другие, так им будет потом легче, но... Не все согласны идти "по течению" и следовать "массам". "Умру, но салфетку не выброшу!" - показывает мой малыш голосом и жестами, хотя и не умея еще объяснить словами. Тогда я понимаю, что может заставить его подчиниться правилам. "Если сейчас выбросишь салфетку, мы уйдем", - говорю я. Поскольку у мамы слово никогда не расходится с делом (с моим мальчиком иное чревато), он мигом выбрасывает салфетку, хотя и с ревом. Я беру его на руки и говорю ведущему инструктору, что мы больше, наверное, не придем. Она начинает выражать свое сожаление по этому поводу; потом, видя расстройство мальчика, дает ему чистую другую салфетку... Что с моей точки зрения абсолютно непедагогично: то настаивали выполнить правило, а теперь сами же его нарушают!..

Мальчик еще долго не унимался. Мне пришлось выслушать много криков и слез. Я написала администратору программы вопрос, можно ли перевестись в другое место этой программы - детский центр (если бы я записалась туда изначально, возможно, проблем бы не возникло), но, конечно, уже было поздно... Она, естественно, поинтересовалась в чем проблема и предложила приехать на следующее занятие, понаблюдать за моим сыном, но я прекрасно знаю, во-первых, что она ничего не увидит (ведь на предыдущем занятии инструктор его хвалила и говорила, что он сидел в кругу!..): она же не знает, о чем он на самом деле думает!.. А во-вторых, я спросила мальчика, хочет ли он еще раз туда вернуться, побыть на занятии вместе со мной, он сначала сказал "да", но потом, дома - твердо "нет". И я уже обещала ему, что мы больше туда не поедем. В чем проблема - я ей ответила, в обилии правил, а мой мальчик, которому еще всего 3 с небольшим года, не в состоянии им пока следовать. Она ответила, да, это структурированная программа, с элементами игры, но не play based (основанная на игре), она зарекомендовала себя как успешная на основании исследований...

Мне совершенно не понравился их подход. Если в детском центре принцип follow the child's lead: на программе "School Readiness" в Голубой комнате для моего мальчика держат специально трубочки, чтобы он чувствовал себя комфортнее, и уж точно не будут их отбирать на время circle time, что в результате выражается в том, что он начинает потихоньку учить английские слова, с удовольствием поет песенки (дома постоянно поет и делает движения ручками, и слова песенок становятся все разборчивее), - то на программе Get Ready for School строгая дисциплина, что несколько не подходит для моего своенравного трехлетнего малыша...

По моим наблюдениям другие дети тоже не ахти какие послушные (что вполне понятно). Как-то раз я видела, что во время занятий в маленьких группах сначала один мальчик из группы подошел к окну, стал его изучать и корчить рожи, затем к нему присоединился другой... Тут уж инструктор из их группы не выдержала и вернула обоих в круг. Или в тот раз, когда я была вместе с мальчиком, одна из девочек во время работы опять же в маленьких группах уходила играть. Ее звали, но насильно не возвращали. Просто говорили, "ты много потеряешь, если не поиграешь сейчас с нами". Наконец, она решила вернуться, когда начали играть с музыкальными инструментами, и потребовала себе какой-то определенный. Ей справедливо заметили, что раз она уходила, этот инструмент она сейчас не получит, с ним играет другой ребенок. Больше девочка не покидала группу. На нее это подействовало. Возможно, просто для других детей подобные ограничения и следования правилам не являются чем-то важным и определяющим; для моего же ребенка главное - его личная свобода. Да, он будет участвовать, но только по собственной воле. Инициатива должна исходить от него, он должен принимать решения.

Единственное, что не может нас не беспокоить, как он будет ходить в настоящую школу, т.е. Junior Kindergarten (JK). Вдруг он точно также объявит, что не хочет туда ходить и будет устраивать истерики, биться и вырываться во время утренних сборов?! Поэтому хотя бы, чтобы не было у мальчика неприятных ассоциаций, то место, куда он пойдет в сентябре, мы решили называть не "школой", а строго "ДжейКей"... без перевода на русский.

Пока же я спросила его, хочет ли он продолжать ездить в детский центр, нравится ли ему петь там песенки - он подумал и сказал "да".

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Надя! Совсем недавно начала читать Ваш блог, прочла взахлеб! Спасибо, что пишите! Очень интересно и познавательно.
    А эта подготовка к школе, которую Вы сейчас описали, очень напоминает детский сад в России. Почти один в один. У нас с мужем дочка (в марте будет 4) ходит здесь (в России) в садик, так вот правила схожие: и сидеть со всеми за столом, и становиться вместе петь, вместе заниматься. Вобщем больше направлено на дисциплину. Мы только пытаемся перебраться в Канаду, поэтому я читаю всё, что можно об опыте разных людей. И так странно встретить схожесть с русским детсадом. До этого читала только то, что JK и SK не ограничивают детей, дисциплина очень-очень мягкая, нагрузка (слоги, буквы и т.д.) небольшая. А оказывается иначе бывает. Еще раз спасибо Вам, что делитесь!

    ОтветитьУдалить
  2. Извините, забыла представиться. Меня зовут Аня :)

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Аня! Спасибо за Ваш ценный комментарий! А где Вы читали про JK и SK? Я сейчас собираю абсолютно любую информацию на эту тему.

    Я тоже вспоминала Россию и ее порядки в детских садах, глядя на эту программу. На самом деле, думаю, все из-за гранта: они же отчитываются, им важны показатели, поэтому от неудобных детей по возможности избавляются (мы не единичный случай).

    ОтветитьУдалить