среда, 6 апреля 2016 г.

Снова в школу

пошла я сегодня, только волонтером. Какая же поразительная разница с российскими дошкольными учреждениями!.. Хотя, я не знаю; возможно, сейчас что-то и изменилось с тех пор, как я сама ходила в сад (более 30 лет назад).



Вообще-то в школе своего сына я уже не в первый раз. В прошлый раз - несколько месяцев назад - я приходила просто посмотреть на него в классе. В его школе это разрешается. Точнее, как мне кажется, многое зависит скорее от учителя, а не только от школы. Если наша учительница говорит, "приходите, когда хотите, чувствуйте себя свободно", то в школьной администрации, где надо всегда отмечаться при входе-выходе, не любят праздношатающихся в классе родителей и пускают в класс только по предварительной договоренности с учителем. Но это не так уж страшно. Мне соседка рассказывала, что в этой школе бывало по-разному и многое зависит от директора (неудивительно): с одним директором - когда учился ее старший - все было замечательно, она ходила тоже волонитирить в школу, знала, что там происходит; когда же младший пошел в школу, директор сменился, и волонтерство родителей прикрыли!.. Как она справедливо высказалась, скорее всего, не хотели, чтобы родители знали все, что происходит в классе, иначе зачем?.. Но с тех пор, как там учился ее младший, прошло немало времени, и директор, думаю, сменился не один раз. И сейчас родителей снова зовут в школу помогать учителям на добровольных началах.

Я бы даже сказала, довольно настойчиво зовут. :) Наша учительница неоднократно мне намекала; я же не особо горела желанием: во-первых, боюсь детей, во-вторых, я же ищу работу, это, что называется, time consuming. Однако, работа пока что-то не находится, да и объявлений в последнее время как-то маловато; а значит, есть некоторое свободное время. Плюс понаблюдать сына в классе - всегда хорошо, многое о нем узнаешь, многое из его поведения потом дома становится понятно. Ну и сам факт волонтерства - во-первых, всегда приветствуется в канадском обществе, во-вторых, получаешь какой-то новый опыт, а также знакомство с местными реалиями.

В общем, я записалась волонтирить в классе сына на сегодня с 10.25 до 11.30. В 10.25 они приходят с прогулки, и в классе у них "свободные игры" и разные занятия в маленьких группках. Я предупредила своего сынишку, что приду в школу "помогать твоей учительнице в классе".

Я очень волновалась - это был мой первый опыт волонтерства в местной организации (наша газета все-таки русскоязычное предприятие), да еще и к тому же с детьми! Я искренне надеялась, что мне дадут какое-нибудь легенькое задание типа раскладывать деткам книжки по папочкам для домашнего чтения.

Но не тут-то было.

Мне выдали задание проводить игру "бинго!". Выдали пачку листов с хаотично написанными английскими буквами, вверху ребенок должен был подписать свое имя, в мою же задачу входило называть им букву. Они искали ее и отмечали: большим жирным маркером ставили точку. Учительница сына объяснила мне мою задачу очень подробно и сказала, что будет присылать мне детей по 1 или по 2.

Помимо меня в классе были еще две мамы - видимо, так совпало, что в один день оказалось три волонтера; а учительницы - две: одна, собственно, учительница, а другая - Educational Assistant: помощник учителя.

Тут хотелось бы сделать отступление. Что еще меня ОЧЕНЬ поразило в школе, -исключительная доброжелательность и... свобода. Когда я пришла, дети сидели в кругу, только что придя с прогулки и раздевшись. Учительница рассказывала им план на сегодня: вот за этим столом можно поделать то-то, за этим - то-то, а еще мы сегодня будем делать вот это, ой, смотрите, что у меня - похоже на айпад! (и вправду у нее в руках были листики, разрисованные под айпад, с длинными пустыми рядами) - кто хочет, может взять эти айпады и записывать в них слова... какие вам нравятся, или какие найдете в классе, любые... Никому не приказывалось, что делать; учительница - и детям, и нам, волонтерам, - говорила, "не хотите ли поделать то-то... Или поиграть в это..." - все на абсолютно добровольной основе! И дети, что интересно, разбредались по станциям, потом менялись, т.е. каждый ребенок успевал за час между прогулкой и общими занятиями в кругу поделать 2-3 активности, а также просто поиграть самостоятельно.

...С первым мальчиком я, конечно, терялась. Но, видя, что он "смотрит мне в рот" (бывают такие дети!), я почувствовала себя несколько увереннее. Я же боялась, что меня дети не поймут из-за акцента, что я их не пойму, потому что детей трудно понимать вообще, а уж по-английски - тем более... В общем, после первого мальчика (я с трудом разобрала его имя, но поскольку он его потом записал на своем листке с буквами, то потом стало проще), дело пошло.

Дети приходили иногда по одному, иногда по двое; некоторые подходили сами и предлагали поиграть в эту игру, в общем все были настроены очень даже кооперативно (за исключением одного, но об этом позже). Кому-то проще удавалось найти требуемую букву, кому-то сложнее (наверное, то были ученики JK); один мальчик с огромным трудом искал буквы. Все дети очень старались, потом бережно несли показать свои работы учительнице.

Я так увлеклась и погрузилась в это занятие, что на какое-то время даже забыла про собственного ребенка (конечно же, когда я только вошла в комнату, он подбежал ко мне). Его позвали рисовать - это время хоть и называется "свободные игры", на самом деле, проводится довольно продуктивно: за несколькими столами - "станциями" (stations) в группках по 2-4 человека дети занимаются разным: мой сын вот рисовал и обводил потом нарисованное красками; кто-то раскрашивал картинки; кто-то считал; я вот занималась с детьми буквами; кто-то что-то строил. Дети на "станциях" менялись, переходили от одной к другой, потом просто играли. Мой мальчик, закончив рисунок, пошел строить свою любимую эстакаду гонять шарики. :) Однако, я решила, что нечего ему дурака валять, шарики он и дома без конца гоняет, и позвала его (после всех детей) тоже буквы искать. :) Он сначала отказывался, но потом пошел. Возможно, у меня играет родительское тщеславие, но он это сделал быстрее всех! Было ощущение, что он не только знает буквы, но и знает наизусть их расположение на листе. С ним как-то даже неинтересно было. Но с другой стороны, он - единственный, кто из всех детей в процессе шалил! Уж не знаю, то ли от того, что там я была, то ли он ... э-э-э... шалун. :) Учительница, правда, мне уже давно говорила, что он знает все эти буквы и легко их находит; может, поэтому ему и неинтересно?

Подошло время уборки. Точнее, сначала учительница предупредила, чтобы дети заканчивали свои занятия, т.к. через пять минут надо будет все убирать. Дети должны были положить руки за голову и смотреть на учительницу, давая таким образом понять, что они слышали ее. Через пять минут учительница опять обратилась к детям, они положили руки за голову и смотрели на нее - так она видела, кто ее услышал, а кто нет. Мой мальчик смотрел на учительницу, но не особо торопился класть руки на голову. Однако, убраться убрался, и помогал другим детям тоже убираться: учителя активно поощряли детей помогать друг другу в уборке.

Наступило время занятий в кругу. Однако, перед началом учительница убедилась, что все сидят равномерно - т.е. скученно и не толкаются. - и провела успокаивающую дыхательную гимнастику.  Последнее - очень здорово и правильно, т.к. настраивало детей на спокойный лад (моему сынишке, например, очень полезно, т.к. в процессе уборки он то подпрыгнет, то побежит и т.п.). Затем они прорабатывали произношение и написание слова LOOK (тут я успокоилась, что даже если дети подхватят ненароком акцент от волонтеров вроде меня, им все равно подправят и поставят произношение). После этого была - игра? или как это назвать? - Special Me ("особенный я"): сначала всем классом дети дружно хором читали ("Давайте покажем мамам, как вы хорошо читаете!") написанные на большом листе "загадки" про одну из учениц и отгадывали, соответственно, кто же это может быть; "загаданная" ученица вышла перед всем классом и зачитывала по бумажке подсказки того, что спрятано у нее в коробочке (отступление: мой сын очень любит эту игру, зовет ее дома "викториной", и мы в нее часто играем, иногда даже всей семьей). Дети, соответственно, должны были отгадывать. Потом, отгадав, они должны были задавать ей вопросы об этом предмете: учительница поощряла их (никак не могу подобрать русский аналог хорошего английского слова encourage) задавать вопросы, начинающиеся с "Почему", "Зачем", "Что" и т.п.

Затем наступило время завтрака. Часть детей выстроилась в очередь мыть ручки, другая - кому сказала учительница - в коридор за своими ланч-боксами. Я еще увидела своего сына, рвущего к выходу (он склонен все делать как-то... резко и быстро; ему скажут, "Поставь сегодняшнюю дату на календаре" - он вскакивает, как ванька-встанька, прыжком и бежит к календарю; ему говорят "иди возьми ланч-бокс" - опять же бегом...), и, поскольку не расслышала указания учительницы, спросила его, куда это он. А он только стоит и смотрит на меня, улыбаясь. Ну, с подачи учительницы, он мне ответил, что за ланч-боксом (а не сбежать из класса, как я было подумала). Тот мальчик, у которого были трудности с поиском букв, обратился ко мне с просьбой помочь ему достать ранец. Я достала, он извлек из него ланч-бокс и тут же утек в класс, оставив меня вспоминать и решать, на каком же крючке висел ранец. Надеюсь, повесила на место. Там у каждого должны быть таблички, но половина из них поотлетала.

Я посмотрела, что дети рассаживались все за те же столы, за которыми занимались (естественно, они были уже чистые). Рассаживались произвольно, кто с кем хотел, маленькими группками. Мне было очень интересно, как это мой сын ест мясо вилкой, как он говорит, в школе, - оказалось, очень просто: загребает вилкой из контейнера, что туда попадет, то отправляется в рот! :) Вообще в последнее  время он очень хорошо ест в школе, домой приносит пустые контейнеры. И я стала стараться давать ему с собой побольше.

Мое время волонтерства подошло к концу; мне сказали, что я могу уходить (хотя, другие мамы остались - но это было их желание). Учителя ходят обедать по очереди: помощница учителя во время занятий в кругу ходила обедать, потом на время обеда детей пришла сменить учительницу, которая в свою очередь уходила.

Вот так я сходила поволонтирить в классе у моего мальчика, а заодно ознакомилась с системой дошкольного образования. :) Все оказалось не страшно - да и была-то я всего час, - и я записалась еще раз на конец месяца. :) Моему мальчику тоже, как выяснилось, приятно видеть меня в школе, и он будет более охотно со мной всем делиться, если будет знать, что я тоже в какой-то степени являюсь частью его школьной жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий