среда, 11 мая 2016 г.

Еще о волонтерстве в школе

Вчера опять ходила волонтирить в школу (о первом опыте я писала здесь). У нас договоренность с учительницей моего сына, что я буду приходить каждый второй вторник. Некоторые (об этом ниже) хотели бы пересмотреть такой график, но, я думаю, двух раз в месяц вполне достаточно в плане расходования моего времени. :)

Две недели назад - это был мой второй опыт классного добровольного помощника, - мне поручили с детьми отделять буквы от цифр, вырезать их и клеить в соответствующие поля. В общем, ничего особенного; единственное, могу заметить, что девочки справлялись с этим заданием лучше (буквы от цифр отличить могли почти все, и мальчики, и девочки, за редким исключением): ровно аккуратно вырезали по пунктирной линии, слушали мои инструкци - когда я советовала, например, сначала отрезать по длинной линии, а потом уже по коротким: так быстрее, ровненько в линеечку клеили буквы и цифры в соответствующие поля, одна девочка - при том, что я ей ничего не говорила, только пробормотала про себя, "Бумажки буду складывать сюда в одну кучку, чтобы было потом легче убрать", - заметив это, стала складывать отрезки бумажек тоже в эту кучку. Мальчики же явно не дружили с ножницами. И клеили как попало: просто они не считали важным сделать ровно (вопрос красоты я не поднимаю: в хаотичности есть своя прелесть). Но и те, и другие, задание выполняли очень тщательно, старательно, с явным намерением всегда довести до конца.

Вот откуда что берется?! Интересно, будут потом эти дети халтурить или нет?..





Я тогда же предложила учительнице на следующий раз попробовать научить детишек делать бабочку-оригами, как мой сын. Я подумала, если он может, то и они смогут. Правда, он, прежде чем научился делать сам бабочек, сделал их несколько десятков... Но попробовать все равно стоит.

Учительница восприняла данную идею с большим энтузиазмом - особенно после того, как мой сын показал ей, как делать из бумаги бабочку.

И вот вчера я пошла учить детей оригами. :)

Это занятие пользовалось у детей большим спросом и ажиотажем; учительница, по обыкновению, присылала (точнее, они сами приходили) по 2 ученика - чтоб было место за столиком, - но народ все время толпился, одна девочка даже просочилась третьей и как-то умудрилась в не очень комфортных условиях сделать свою бабочку (с моей помощью, конечно, но я всем помогала). В процессе было несколько забавных ситуаций.

Очень любопытно, как проявляются характеры в таком раннем возрасте - 4-6 лет! Первой подошла пара - две подружки. Одна кричала, "Ой, хочу! Хочу! Хочу! Можно мне сейчас?" - и все в таком духе. Подружка - тихая и меланхоличная. Стали делать. Первая тут же начала стонать, "Ой, как сложно! Ой, я не могу! Ой, как сложно! Зачем мы без конца складываем?!" Вторая же тихо делала свое дело и, надо сказать, у нее получалось гораздо лучше (за первую почти все пришлось мне делать). Зато потом "девочка-экстраверт" пошла всем хвастаться, какую она сделала бабочку!.. :) Муж, когда я ему это рассказала, сказал, что из нее будет HR (сотрудница отдела кадров), а я говорю, "Нет, - Sales (специалист по продажам). Сама ничего не может, зато хорошо рекламирует!.." :)))

Еще, что интересно, мальчики проявляли большой интерес к изготовлению бабочек - даже те, кто были совсем не тихими, - и вот тут проявились гендерные различия.

Мальчики не боялись рисковать, пусть даже делая неправильно, но они подходили к вопросу очень конструктивно и пытались, пытались, пытались. Девочки некоторые тоже, но другие из них впадали в ступор, начинали ныть и причитать: "Ой, я не могу, ой, не получается", - и, образно выражаясь, "лапки кверху". Т.е. столкнувшись с заведомо сложной ситуацией ничего не предпринимали для ее разрешения. Конечно же, я всем помогала, подсказывала, показывала и они оставались неизменно довольны результатом. Сделанные бабочки были постоянно в центре внимания, и учительнице потом во время занятий в кругу первым делом пришлось велеть тем, у кого бабочки были, положить их перед собой, чтоб не отвлекали. :))

Однако, одна девочка мне запомнилась больше всех. Назовем ее Дженнифер. Ее лицо со вчерашнего дня стоит у меня перед глазами. Дело в том, что когда она села ко мне за стол делать свою бабочку, учительница уже велела всем убираться и готовиться к learning circle. Я ей сказала об этом. Дженнифер смотрела на меня не мигая и явно не собиралась вставать из-за стола. Тогда я предложила ей поговорить с учительницей: если та разрешит (в прошлый раз она отправляла ко мне детей во время "обучающего круга" делать задания с буквами и цифрами), - я с удовольствием научу ее делать бабочку. Дженнифер пошла разговаривать с учительницей. Долго с ней беседовала, но уговорить не удалось.

После занятий в кругу дети пошли в коридор за своими ланч-боксами. Я уже собиралась уходить, как тут меня поймала Дженнифер: "Вы еще побудете?" Серьезное личико, немигающий взгляд и какая-то вселенская тоска. Я не скоро забуду этот взгляд. "Вообще-то мне уже пора уходить. Ты хочешь, чтобы я научила тебя делать бабочку?" "Да. А когда вы придете?" "Через две недели". Ответ явно не устроил Дженнифер, судя по тому, как она застыла, и "вселенская тоска" стала еще сильнее. "А на этой неделе вы больше не придете?" - продолжала настаивать она. Я ответила, что нет. "А через неделю вы придете?" Я сказала ей, что мой сын умеет делать бабочек ничуть не хуже меня (что правда) и может завтра-послезавтра показать ей (инструктор из него тот еще, но если уж она не хочет ждать...). "Или сегодня?" - несколько оживилась Дженнифер. "Да, или сегодня. Ты можешь его попросить", - сказала я.

Потом я поговорила со своим мальчиком - он пообещал; поговорила с учительницей - та высказала предположение, что "может быть, Дженнифер забудет после обеда, а если нет - мы проследим, чтобы ваш сын ее научил". Как бы не так, "забудет"! - подумала я про себя. С таким determination (очень хорошее английское слово, означающее "решимость, упорство") она не забудет!

И, как я узнала от своего мальчика, она действительно к нему подходила и просила, но он так и не показал ей, как делать бабочек. На вопрос "почему", ответил "не знаю". Я написала учительнице - потому что, может быть, у них элементарно не было времени; но надеюсь, что все же он хотя бы попробует научить Дженнифер... Ему ведь это тоже будет полезный навык!..

Еще хотелось написать - в этот раз я пришла чуть раньше обычного и застала второй learning circle ("обучающий круг"). На нем обсуждали, кто что делал во дворе во время утренней прогулки. Мой мальчик тоже тянул руку и рассказал, что он сделал; правда, учительница (да и я тоже) его не поняла и переспросила, но, главное, он хотя бы активно всегда тянет руку и старается отвечать, что радует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий