воскресенье, 24 августа 2014 г.

Transition to Kindergarten (продолжение 4). САМОРЕГУЛЯЦИЯ


САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Саморегуляция - это возможность самому управлять своими уровнями энергии (energy states), эмоциями, поведением и вниманием приемлемым в социальном обществе способом; достигать позитивных целей, таких, как завязывание и поддерживание хороших взаимоотношений, обучаемость и здоровье. Стоит различать саморегуляцию и самоконтроль. Саморегуляция не  предполагает подавления импульсов и побуждений, а скорее подразумевает способность эффективно справляться со стрессами: например, шумом, светом, движением, или же пугающими ситуациями в младенчестве и детстве, могущими привести к истощению энергии.

Также разным детям это стоит разных усилий: все зависит от вида деятельности, в которую вовлечен ребенок, ситуации, и, самое главное, личности самого ребенка. Два ребенка, занятых одним и тем же, в одной и той же ситуации, могут совершенно по-разному расходовать свою энергию, и возбуждение их нервной системы может находиться совершенно в разных точках.

Нам показывали забавный "Зефирный тест" (Marshmallow test): детей лет 3-6 оставляли по одному в комнате с видеокамерой, показывали зефирину и говорили: "Ты можешь съесть этот зефир сейчас. Но если ты потерпишь 15 минут, то потом получишь еще один". И оставляли один на один с зефиром. Интересно было смотреть на реакцию детей, кто как себя вел. Один мальчик лет 4 сидел прям как партизан: сдвинув брови, стиснув зубы смотрел на зефирину... Получив же вожделенный второй зефир, сразу оба засунул в рот!.. Маленькая девочка лет 3 сдалась совсем быстро. Другие дети - лет 4-5-6 - вели себя по-разному: кто-то вертел зефир в руках, и так мял, и сяк, но не ел; кто-то катал по столу, изучал; кто-то начинал откусывать по ма-а-а-аленькому кусочку... Смысл теста показать, насколько дети владеют своими эмоциями и желаниями. Впервые этот тест был проведен в 1989 году, около 30% участвующих детей 4 лет оказались способны дождаться второй зефирины. Позднее они достигли гораздо лучших показателей в учебе, меньше демонстрировали антисоциальное поведение, пониженную восприимчивость к использованию наркотиков.

(Я обратила внимание, что никто из детей не бегал по комнате, не играл с ручкой двери, стулом, еще какими-нибудь запчастями, какие бы смог найти, как делал бы мой сын; все дети были сосредоточены на зефире. Я крепко задумалась, как бы повел себя мой мальчик. Ну, первая же зефирина полетела бы в экспериментатора - это понятно, он зефир не пробовал и не собирается. Но вот найти аналог... я так и не смогла. Думаю, он бы плюнул на эксперимент и занялся бы чем-нибудь своим. Скорее всего, играл бы с ручкой двери, двигал бы стул и т.п.)

Нас познакомили с исследованиями ведущего специалиста Канады в области детской психологии Д-ра Стюарта Шэнкера (Dr. Stuart Shanker), профессора Философии и Психологии Йоркского университета. С его точки зрения, чем больше истощены силы ребенка, тем труднее ему сохранять самоконтроль (это я прекрасно знаю по своему малышу: вечером он больше склонен к истерикам, чем днем). Однако, задача родителей и воспитателей в данном случае не тренировать силу воли ребенка, а выявить и снизить стрессы, воздействующие на нервную систему ребенка, чтобы у него остались силы на самоконтроль.

В развитии саморегуляции Д-р Шэнкер выделяет пять аспектов:

1) определение признаков, когда ребенок в состоянии стресса. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Нам показывали видеоролик, в котором мама дует на малыша, "висящего" в прыгунках. Для малыша это явно стресс, у него выпученные глаза и широко раскрытый рот, он пытается всеми силами увернуться в момент, когда она дует... Потом же смеется. Правда, на мой взгляд, смех у него был какой-то все равно нервный (хотя, на вид ему месяцев 4-5!). Мама воспринимает это как забаву, ошибочно предполагая, что малышу весело. Однако, смех в данном случае это ничто иное, как реакция на стресс.

2) Выявить факторы, вызывающие стресс. Например, слишком громкие звуки. У каждого ребенка свои факторы, вызывающие стресс.

3) Снизить эти факторы (я, например, стараюсь избегать туалетов с электрической сушкой для рук: как я выяснила недавно, мой мальчик их страшно не любит или боится, и из-за этого может отказаться идти в туалет)

4) Помочь ребенку научиться определять, каково это быть спокойным, ощущать спокойствие, и что он чувствует в состоянии возбуждения, когда волнуется или нервничает.

5) Помочь ребенку освоить техники возвращения в состояние спокойствия, когда они перевозбуждены (например, дыхательная гимнастика).

Также Д-р Шэнкер особое внимание уделяет значению игр: "Когда игра возникает из детских интересов, она полностью поглощает их внимание. Игра помогает им понять точку зрения других, и что они думают. Игра поощряет общение по поводу их желаний, благоприятствует связям между предметами, людьми и идеями. Это тот вызов, который дети готовы принять, требующий самостоятельной работы, чтобы игра продолжалась".

2 комментария:

  1. А вот этот пост для газеты заверните, пожалуйста!

    ОтветитьУдалить
  2. Настя, я приношу свои извинения: блог подзабросила, этот комментарий обнаружила только сейчас (и опубликовала; у меня комментарии дожидаются модерации). К следующему номеру обязуюсь этот пост обработать в статью для газеты!

    ОтветитьУдалить