понедельник, 8 ноября 2010 г.

Про школы

Вчера ездили в Кэмбридж (Онтарио) на день рождения дочери наших друзей. Я поинтересовалась, как их детям в новой школе, и узнала очень много интересного, повергшего, правда, нас с мужем в расстройство.

На основании этого захотелось обобщить все, что я знаю на сегодняшний день про систему школьного образования в Канаде.

Школы в Канаде есть платные - частные (Independent, как их здесь называют, или Независимые), - и бесплатные. Бесплатные бывают Public (общественные, т.е. муниципальные) и Католические. Естественно, чтобы попасть в последнюю, надо быть католиком (хотя быть на бумаге), атеистов туда не берут. Про них я слышала очень мало; вроде бы учат там лучше, чем в обычных муниципальных, но утверждать не берусь. А муниципальные же школы сильно разнятся между собой, какие-то считаются "хорошими", какие-то "плохими"; соответственно, дома в районах с "хорошими" школами существенно дороже, чем с "плохими". Критерии "хорошести" мне до сих пор были не ясны; могу лишь сказать, что бывшая муниципальная школа наших друзей считалась "хорошей", т.к. там преподавали два языка: английский и французский. Вроде бы, это зависело, помимо от языков (в некоторых преподают один английский) от преподавателй, контингента - учеников, - еще чего-то...

Существуют специальные рейтинги муниципальных школ, по которым можно выбрать ту или иную. Рейтинги составляются на основе успеваемости и еще каких-то факторов.

Однако, с переходом детей наших друзей в частную школу, выяснились интересные подробности в разности обучения и методов преподавания.

Чему учат в муниципальной школе в первую очередь? Правилам общественного поведения, типа, be nice, be polite, follow the rules, be a good team player (будьте милы, вежливы, следуйте правилам, работайте в команде) - и все в таком духе. Стараются по максимуму выработать у детей уверенность в себе, что, конечно, хорошо, но это они делают при весьма заниженных, "усредненных" требованиях. Обязательно учат (чуть ли не в первую очередь!) тому, что такое child abuse (притеснение детей) и куда обращаться. Т.е. чтобы ребенок мог в случае, если его обижают родители, на них нажаловаться. Вопрос, что такое "обижают", остается расплывчатым; известны случаи, когда дети жаловались на родителей (со злости, например), после чего родителей лишали прав, детей отправляли в приют-распределитель, а затем - в приемную семью; дети бывали уже сами не рады, мечтали вернуться к родителям - ан нет, все, поезд ушел, родителей уже лишили родительских прав. Также, приучают с детства участвовать в разных благотворительных проектах, то бишь стригут с родителей деньги на благотворительность, поощряя детей тем, что, кто больше принесет денег на тот или иной проект, получит какой-нибудь там приз, или... возможность кинуть в директора тортом (!) Или один день объявляют "Днем пижам": тогда все дети могут прийти в школу в пижамах, заплатив, опять же, небольшую сумму на благотворительность, - подготовка к будущим jeans days в офисах (в некоторых компаниях, где строгий бизнес-этикет, по пятницам можно приходить на работу в джинсах, если заплатишь за это право 1-2 доллара; деньги идут на благотворительность). Однако, если в День пижам ребенок приходит одет по-обычному, то выглядит "белой вороной". Что может быть тяжело для его психики даже в супертолерантном канадском обществе.

Перед началом занятий обязательно играет гимн Канады, все дети к этому моменту должны быть уже в классах, стоять у своих мест и слушать. Не бегать, ни ходить и не опаздывать. Эту картину я сама лично наблюдала. Прониклась: такого даже в СССР не было.

Оценки или, скорее, поощрения, там тоже весьма странные. Не упомню всего, но один момент запомнился: видела у дочки наших друзей награду за "решение проблем путем разговора". Есть еще много других поощрений за т.н. soft skills (soft skills - личные качества, хотя, перевести данный термин, взятый из лексикона кадровиков, на русский язык крайне сложно, т.к. у нас нет такого понятия; это включает в себя навыки общения, гибкость, способность работать в команде и т.п.). Нет, это замечательно, что детей учат общаться и решать проблемы именно разговором (давать сдачи, естественно, тоже не принято, а принято рассказать учительнице - соответственно, во взрослой жизни - полиции), просто я, как выходец из СССР, как-то слабо могу представить себе подобные награды и поощрения в наших, старорежимных советских школах...

Одним словом, в первую очередь, в муниципальных школах подготавливают детей к их будущей жизни в канадском обществе с его правилами. (Мой муж, когда все это услышал, еще спросил: "В этих школах - что, готовят будущих кадровиков что ли?!")

Думать там не учат. Совсем.

В частных же школах - за все говорить не берусь, но по крайней мере, в той, куда наши друзья определили своих детей, - основное внимание уделяется именно дисциплинам: английскому, французскому, математике (в младших классах - арифметике) и т.п. Считается, что социальным правилам поведения в обществе их научат родители, а задача школы - дать знания. И требования там уже совсем другие. И программа более углубленная (ну, если времени на всякую ерунду не тратить!..): в одном и том же возрасте, например, 7-8 лет, в муниципальной школе дети считают на пальцах и палочках, а в частной - уже складывают двузначные числа. Или в муниципальной школе дают задание выучить 4 новых слова к следующему уроку, а в частной - 17.

Естественно, стоят эти частные школы немало: старшая группа детского сада, или, как здесь это считается, начальная школа (для детей 4-5 лет) - около 600 дол./мес, средняя (с 6-7 лет) - около 800 дол../мес. Именно этот фактор и вогнал нас с мужем в уныние.

Еще такой интересный момент. Уж не знаю про частные школы, но в муниципальных отсутствует взаимосвязь "школа-родители". Слышала об этом от разных родителей (правда, про одну и ту же школу). Т.е. если ребенок сам рассказывает, чему учится, чем занимается в школе - хорошо, иначе об этом не узнать. Также, школьная программа - почти что "тайна за семью печатями". Просто так ее не узнаешь, она не оглашается; но если родитель специально обратится и попросит - ему выдадут. Ибо положено, отказать не имеют права.

С большим удивлением я узнала про следующее правило. Думаю, оно действует во всех школах. Если у нас всегда было принято делиться едой, то здесь это строжайше запрещено из-за многочисленных аллергий (к слову сказать, в очень многих общественных зданиях Канады висит табличка о том, что нельзя пользоваться духами, дезодорантами и т.п., или же нельзя проносить продукты, содержащие арахис, - из-за аллергий). Т.е. во время ланча каждый ребенок сидит и ест то, что принес с собой. Конечно, дети - есть дети, будут просить и клянчить друг у друга, особенно, если в одном классе учатся дети как безработных, так и работающих родителей (т.е. менее или более обеспеченные); но вообще - это нарушение правил, и родителям, чей ребенок, например, слишком уж рьяно объедает других детей, могут сделать замечание: мол, давайте своему ребенку больше еды с собой.

Все вышеописанное не претендует на истину в первой инстанции, т.к. сама я еще пока опыта не имею, да и опыт по-любому бывает разный; но заставляет задуматься и соответствующим образом планировать расходы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий