воскресенье, 29 сентября 2013 г.

О разнице культур... в песочнице

Сегодня в Виктория парке произошел неприятный инциндент. Конечно, в России все могло быть в разы хуже, но и здесь, в Канаде, я не знала, что делать, и как правильно себя вести.

Мы с сыном гуляли; он взял на прогулку одну из своих труб - кусок круглой гибкой пластмассовой гофрированной водостосточной трубы. Это в последнее время его любимая игрушка на улице. Мы с мужем разрешаем ему играть с любыми предметами, которые не представляют опасности ни ему, ни окружающим. Данная труба почти абсолютно безопасна - я пишу "почти", потому что если ею все же со всей дури стукнуть другого человека по голове, наверное, ему будет нехорошо. Соответственно, мы всегда следим за правильным использованием трубы. :))) Но мы и другими предметами не разрешаем ему кого-либо ударять, безотносительно; по-моему, подобные вещи лучше пресекать в корне.



Итак, гуляем мы в Виктория парке с трубой. Уже скоро пора ехать обедать; я малышу сказала, "гуляем еще десять минут - и едем домой". Он, находясь под конструкцией для лазания, кидает трубу через верх еще одной маленькой конструкции для ползания, радуясь что иногда труба отскакивает от дна и вылетает через одно из круглых окошек. Я сижу рядом, тоже радуюсь, когда труба классно отскакивает. Кроме нас под горкой никого нет; мы АБСОЛЮТНО НИКОМУ НЕ МЕШАЕМ. Где-то вдалеке играет "Человек-Паук": мальчик по росту лет 5-7, столь плотно затянутый в костюм данного "супергероя", что даже прорезей для глаз нет; я все удивляюсь, как он умудряется что-то видеть.

Однако, он видит. В том числе, странное занятие моего сына (да, для большинства канадских детей нетипично, я думаю, играть со строительными материалами). "Паук" подходит к нам, смотрит на малыша и его трубу и, со словами "You are not supposed to play with that!" ("С этим играть не положено!"), начинает отбирать у ребенка его игрушку. Однако, посещение детского центра не прошло даром, и мой малыш так просто теперь не расстается с вещами, особенно своими собственными (и почему он должен отдать?! Это же не общая игрушка, а его!) Я радуюсь про себя (ничего не говорю пока), в надежде, что "Паук" отвянет, и малыш продолжит свое дело (а он очень увлечен и хочет кидать трубу).

Однако, мальчик-"паук" попался тоже упертый. Он продолжает настаивать, пытаясь отобрать у моего ребенка трубу, и все давит на то, что "This is for construction, you are not supposed to play with that" ("Это для строительства, с этим не играют") "Какое твое дело, черт возьми?!" - думаю я про себя, однако вслух все еще ничего не говорю, т.к. мой сын вполне успешно справляется, не отдавая захватчику-"Пауку" (супергерой, блин!) любимую игрушку. Но дело-то не в том, чтобы просто сохранить свою трубу. Малыш хочет ее кидать, и не может этого сделать, т.к. понимает, что только он кинет - трубой тут же завладеет злобный "Паук" (на самом деле, мне потом пришла в голову мысль, может, мальчик-"Паук" думал, что совершает благое дело, не давая малышу играть с неположенными предметами?! Он все еще поглядывал в мою сторону, ожидая одобрения, или вопросительно - хрен разберешь в его костюме; лица не видно, как я уже сказала).

В общем, у моего сына лицо уже красное, на глазах слезы; тут еще я глянула на часы - скоро нам домой, о чем я ему сообщила. Услышав незнакомую речь, "Паук" пришел в замешательство, но не отступился. Тут я уже не выдержала, сказав, "Excuse me, he just wants to play with his pipe" ("Простите, он просто хочет играть со своей трубой"). Пыталась быть как можно более "nice" ("любезной") - тут на этом все помешаны. "Паук" продолжал отбирать трубу. В конце концов, я не выдержала и тоном не очень "nice" сказала: "Excuse me, please, leave him alone, he just wants to play with his pipe, thank you". Тут "Паук" отошел (недалеко), но малыш боялся кидать трубу, не доверяя "супергерою"... А положенные 10 минут истекли, и я объявила, что мы едем домой. Тут я услышала, как папаша "Паука", наконец-то, сказал, "оставь этого маленького мальчика в покое" (не прошло и года!!..).

Конечно, разочарование моего малыша не передать. Я пыталась ему объяснить, что тот мальчик был неправ (однако, как объяснить ребенку, которому еще нет и 3 лет, слово "неправ"?!?!). Я говорю, "Ну, ты же трубу не отдал! Ты же не позволил ему у тебя ее отнять!" Но, как выяснилось, просто не расстаться со своей собственностью, было недостаточно; "Паук" помешал его занятию!.. Вот, в чем была основная проблема!..

Чувствовала я себя препаршиво. Тут ведь вроде не принято делать замечания чужим детям?.. А что делать, если чужой ребенок явно мешает твоему?! Этот эпизод - лишь один из серии; сколько было уже случаев, когда старшие дети - лет 3-4 - отбирали у моего сына игрушки в детском центре, отталкивали на детских площадках и т.п. - при попустительстве своих родителей.

Т.е. получается, что я not nice, делая замечание чужому ребенку, а то, что чужой ребенок поступает еще более not nice с моим?!.. Моя бабушка всегда учила меня давать сдачи (в России это работало); следуя ее заветам, я должна была сказать своему ребенку, "дай тому мальчику в глаз, и он отстанет"... Но тут же учат разрешать конфликты путем разговора...

В четверг на очередном семинаре программы "Coping With Toddler Behaviour" спрошу, правильно ли я поступила в этой ситуации, и что вообще положено делать в таких случаях...


6 комментариев:

  1. Я бы обратилась к родителю в такой ситуации - с просьбой унять своего ребёнка.
    Мы как-то с Натальей Жениной гуляли на площадке, когда они только приехали, - Наталью от какой-то игры на площадке стал тупо отгонять пацан её же возраста - в итоге она в слёзы, мы уводим её с площадки - нас догоняют родители пацана с ним вместе - сначала заставляют его извиниться перед Наташей, а потом извиняются сами - мол, отвлеклись, не увидели, что творил их сын.
    Но если родитель далеко, и тебе надо оставить сына тет-а-тет с обидчиком, чтобы подойти к родителю, я бы, пожалуй, тоже напрямую ребёнку сказала, чтобы он, пожалуйста, будь так добр, шёл бы играть куда-нить ещё - не найс, согласна, но интересы своего малыша дороже вежливости, имхо.

    ОтветитьУдалить
  2. Понятное дело, что в России мы все поступили бы по-другому. Хотя нет, не так: в России никому не пришло бы в голову, что нельзя играть с трубой. Но... в первую очередь в канадском окружении я бы обратилась к родителю паука с просьбой угомонить сына (труба чистая, не тяжелая.. и т.д. и т.п. - если хоть где-нибудь написано, что нельзя таким обрезком пластиковой трубы играть - пусть ткнут мне пальцем). Если родителей не наблюдается - поступила бы так же, как и ты - пусть не найс, но в данной ситуации - клин-клином вышибается.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за комментарии - чувствую вашу поддержку!

    В ближайшее время напишу продолжение: пообщавшись с разными людьми, сделала для себя выводы. Кстати, имела возможность пронаблюдать канадскую мамашу в аналогичной ситуации...

    ОтветитьУдалить
  4. Я тоже поначалу вот так же расстраивалась и не знала, что делать (у меня младший малыш такого же примерно возраста как ваш), а обижать старшие тут пытаются частенько, за ними обычно не сильно-то смотрят, или делают вид, что не смотрят))) Потом расстраиваться и переживать за своего ребенка надоело и я без зазрения совести делаю старшим замечания, если пытаются моего обидеть. Не знаю найс это или нет, но муками совести (что позволила обидеть своего ребенка) я перестала после этого мучаться :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что поделились! А в каких примерно выражениях? Я теперь всех опрашиваю. :)

      За старшими не следят, как я заметила, потому что к тому времени, как им исполняется 3-5 лет, уже появляется младший братик или сестричка и все внимание им... Хотя, иногда и просто стоят трындят между собой или утыкаются в мобилу...

      Удалить
    2. "А в каких примерно выражениях? " говорю обычно: прекрати, не делай так больше (на английском, естественно)))

      Удалить