пятница, 4 октября 2013 г.

Продолжение про культуру в песочнице

Пообщавшись с разными людьми, сделала для себя выводы, о которых напишу ниже, также, как и о случае, когда я стала свидетелем, как поступают в сходной ситуации канадцы. А пока хочу изложить пару размышлений.

1. Я по своей советской привычке начинаю всегда сразу подозревать самое плохое. Другой ребенок отнимает у моего вещь - значит, он злой, невоспитанный, просто хочет отобрать; мне даже в голову сразу не приходит, что, возможно, тот другой мальчик может руководствоваться какими-то своими мотивами. Ведь только потом, позже, мне подумалось, что "Паук" со словами "С этим не играют", вполне вероятно хотел уберечь малыша он неположенной с его точки зрения вещи!..

2. Нас в нашем детстве не учили как следует "решать проблемы путем разговора" (данное выражение видела на листочке из школы - аналоге наших школьных дневников - дочери друзей). Детей ведь тоже надо учить конкретным словам и фразам, что надо сказать в той или иной ситуации!.. Здесь, например, в ситуациях, когда два ребенка претендуют на одну игрушку, говорят либо "давай играть по очереди", либо "давай делиться" и т.п. Кстати, умение делиться и ждать своей очереди - это навыки, которые рекомендуются Waterloo Region District School Board при подготовке детей к младшей подготовительной группе (JK).

Во вторник в детском центре я стала свидетелем, как канадская мама разрешает проблему "чужой ребенок отобрал вещь у моего".

Я дала сыну карточку со своим именем, которую прокатывают при регистрации, чтобы ему было чем поразвлечься в ожидании, пока откроется окно администрации. Он с ней туда-сюда ходил. Народу было как обычно много. И вот, когда долгожданное окошко открылось, и очередь зашевелилась, одна мама - назовем ее Келли - спросила у своей дочки (которая, кстати, ходит с моим сыном в Желтую комнату, т.е. вполне возможно, его знает и помнит), где карточка. Дочка показала на моего мальчика - мол, он взял (она же видит у него в руках карточку!..) Келли еще раз переспросила: "Этот мальчик взял твою карточку?" "Да". Келли подходит к моему сынишке, садится с ним на один уровень, протягивает руку и улыбаясь очень любезно говорит: "Извини пожалуйста, можно посмотреть твою карточку?" Мой малыш, имея прошлый негативный опыт, отдергивает руку с карточкой, всем своим видом, голосом и жестами показывая, "умру, но карточку не отдам!" Я поспешила на помощь, т.к. он сильно нервничал; вдобавок мог кого-нибудь задеть (народу реально много, а малыш активно машет руками и пятится). Я могла, конечно, сказать Келли, что у моего ребенка - наша карточка; но мне, честно говоря, было обидно, что его заподозрили в отбирании чужого имущества; поэтому, думаю, пусть она сама убедится, что ее дочка фантазирует (при том наверняка надеется, что карточка волшебным образом окажется у того мальчика, он будет виноват, а не она, которая ее проимела куда-то). Подхожу к сыну, говорю, "давай покажем тете нашу карточку". Сын отчаянно вопит и мотает головой, по-прежнему готовый отстаивать свое добро (в России не пропадет, думаю я). Я продолжаю, "А мы не будем отдавать, только покажем - и все. Ты держи в ручке, просто поверни вот так". С этим он согласился (ключевое слово "не будем отдавать"), облегченно вздохнул и показал карточку. Келли рассыпалась в извинениях и благодарностях и удалилась искать свою карточку.

Тот случай в Виктория парке я рассказала на занятии COPEing With Toddler Behaviour ("Как справляться с поведением детей 1-3 лет"), куда я хожу по четвергам. Все мамы (из них одна канадка) и ведущая (тоже канадка) в один голос сказали, что я поступила правильно; если старший ребенок отнимает игрушку у твоего - надо вмешаться, раз его родителей нет поблизости ("такое случается сплошь и рядом, - сказала одна уже бабушка, - родители часто оставляют своих детей без присмотра").

Хочется еще процитировать здесь мою маму, которая подсказала прямо-таки канадский способ: "... я думаю, что мальчику надо было сказать, что это не строительный материал, а просто труба, которая не представляет для ребенка опасности. И можно бы было сказать этому мальчику еще и спасибо. Например: «Спасибо, человек-паук, что стараешься оградить малыша от опасных предметов. Но это не опасный предмет, это специально купили для малыша, потому что он любит трубы. Эта труба вовсе не опасна для детей, в ней нет острых краев. Спасибо тебе, дорогой. И оставь в покое малыша, пусть играет». Я думаю, что мальчишке было бы приятно, что его похвалили за то, что он старается напомнить маленькому ребенку об опасности. При этом обратили внимание на его костюм (у него свои тараканы в голове на счет человека-паука, как у нашего тараканы на счет труб). И все бы остались довольны..."

В общем, не надо стесняться заступаться за собственного ребенка, когда его обижают старшие дети; можно вежливо, но твердо и четким голосом восстановить справедливость. Как мне сказала одна подруга, "ты не делаешь замечание другому ребенку, ты восстанавливаешь справедливость".





Комментариев нет:

Отправить комментарий