суббота, 8 октября 2016 г.

Как я искала работу - эпопея. Часть 2


Нет, не в десять - во много, много раз больше.
Под Рождество случилось, естественно, затишье; но в начале января работодатели стали снова просыпаться.
Первым на интервью в Новом 2016 году меня позвал мутный тип в очень мутную контору в Кэмбридже. Магазин конфет, но вебсайты (в количестве 20 штук!), которые надо ему делать и поддерживать - на самые разные темы: продажа ковров, еще что-то. Интервью тоже проходило как-то странно: он задавал вопросы, типа, "А это можете? А это? А это?" - буквально забрасывал подобными вопросами, из чего я поняла, что работы будет вал, из самых разных сфер, заниматься я всем буду одна; я вспомнила, что посылала ему свое резюме еще месяца два назад на эту позицию, и у меня закралось подозрение, что тогда кого-то взяли, но человек то ли не выдержал объема, то ли его тупо кинули с оплатой - и он исчез. Короче, на протяжении всего интервью у меня в голове звонил звоночек, что что-то тут не чисто, и работать там мне совсем не хочется. Но звоночек перерос в колокол, набат, практически, когда работодатель рассказал, как они делают лого для клиентов: находят на сайте бесплатных лого и переделывают под свои нужды. Верх непрофессионализма.
Короче, у меня было сильное желание бежать побыстрее оттуда.


Приехав домой, первым делом написала им письмо, что данная работа "doesn't meet my career aspirations" (данная работа не отвечает моим карьерным ожиданиям).
В феврале я чуть было не устроилась на работу в город Фёргус.
Я подалась туда на вакансию - очень заинтересовавшую меня по обязанностям, т.к. это было именно то, что я искала, - но скорее от отчаяния: Гугл предсказывал, что из дома до работы мне ехать 50 минут, что по московским меркам, конечно, нормально, но по меркам нашей жизни... Чересчур.
И, однако, я была готова там работать.
Хотя, тоже звонил какой-то смутный звоночек. Но я до сих пор не могу определить, что это был за звоночек, почему.
Сначала там было телефонное интервью с кадровым агентством. К тому моменту я уже снизила планку зарплатных ожиданий - поэтому меня пригласили на очное интервью с владельцем фирмы (его звали Джонсон) и сотрудницей кадрового агентства. Вопросы были самые общие; в том числе, экзаменовали, насколько хорошо я знаю сферу деятельности компании. В конце интервью попросили прислать референсы - я уже знала, что это ничего не значит (в самом начале Джонсон озвучил весь процесс - сказал, что будет два собеседования), - референсы у меня были заготовлены заранее, и я протянула ему листок.
Портфолио тоже вроде понравилось.
Перед вторым интервью во-первых, Джонсон попросился в мои контакты в ЛинкедИн, что было хорошим знаком, а во-вторых, я узнала, что одному из моих референсов звонили, и, по его мнению, Джонсон остался доволен.
На втором интервью Джонсон старался создать дружелюбную обстановку (честно говоря, доверия это у меня все равно не вызвало) - мол, я прошла уже на второй тур собеседований: водил по офису, показывая все кабинеты, в том числе и мое будущее потенциальное рабочее место, знакомил с сотрудниками. Я слышала, что это очень хороший знак; но я уже ни на что не покупалась. К тому же, и до меня, и после меня он делал с другими кандидатами, - а я с ними пересеклась, - ровно то же самое, говорил ровно те же фразы. Также - уже на интервью - выдал "Правила и распорядки" своей конторы, что мне тоже показалось несколько преждевременным. В этот раз было т.н. panel interview, когда вопросы задают сразу несколько человек, и, зачастую, таким образом, чтобы выбить интервьюируемого из колеи и заставить отвечать на вопросы искренне и честно, а не заготовками. В частности, "Назовите ваши слабые стороны, только не надо говорить, что вы перфекционист: мы это и так все время слышим!" Но на это у меня была заготовка, которая у меня от зубов отскакивала (спасибо моей подруге, опытной в делах поиска работы!), поэтому не запугали. Где заготовок не было, отвечала искренне, но в рамках, стараясь не сболтнуть лишнего.
В этот раз Джонсон уже рассказывал детально про условия: зарплату, постоянная эта работа или контрактная и т.п. Зарплату предлагал 15 долларов в час, преподнося это как благо: "У вас же по сути нет канадского опыта, так что, для первой работы очень даже неплохо".
Я, в свою очередь, тоже задавала вопросы. В частности спросила, какое ПО они используют. И вот тут звоночек опять превратился в набат. Выяснилось, что мне предлагается пользоваться собственным компьютером и собственным ПО!.. О наличии того и другого они спрашивали на первом собеседовании (или даже еще во время телефонного интервью). Мол, "у нас все дизайнеры работают на своих компьютерах". Замечательно; но "все остальные дизайнеры", как мне было сказано, работают из дома, дистанционно, а мне предлагалось сидеть в офисе.
Еще неприятный момент, хотя и не так: брали на постоянную работу (permanent) "полставки, 30 часов в неделю". При этом в "Правилах и распорядках" упоминались переработки, и при описании характера работы это звучало неоднократно, т.е. не оставляло сомнений, что работы много, срочной, и не всегда можно будет уложиться в рабочие часы. Но при этом заранее оговаривалось, что официальная рабочая неделя - 30 часов! Переработки не оплачивались; можно брать отгулы. Кстати, моя подруга, которая Career Counselor, сказала, что 30 часов - это уже полный день, а не полставки - по онтарийским законам. Но эта система довольно распространена среди работодателей, пытающихся cut the corners (на всем сэкономить): в частности, многие крупные магазины (например, Home Depot - у меня там работала знакомая, рассказывала то же самое) берут на "полставки", а потом загружают по полной. Подобная хитрость позволяет работодателям не платить соцпакет, отпуск и еще много чего. Сплошная экономия, одним словом.
Но больше всего меня напрягало пользование собственным компьютером и ПО.
И тем не менее, я была готова согласиться на эту работу - потому что следующая неизвестно когда представится - если бы получила предложение.
Но после интервью Джонсон пропал (хотя, пока шел процесс собеседований попросился в контакты в ЛинкедИне) - и слава богу, подумала я. Ездить в Фёргус, час в один конец (потому что в реальности это час), работать в их офисе, но на своем компьютере, за 15 долларов в час, "неполную" рабочую неделю!..
После Фёргуса была еще одна стремная контора - маленький магазинчик в Китченере по продаже лампочек, - где также предлагали пользоваться своим компом, но ПО обещали поставить: требовался 3D Max, которого у меня не было. Кстати, о том, что потребуется использование 3Д графики я узнала только на собеседовании, в объявлении ничего не было на эту тему. Про само интервью даже не могу сказать, кроме одного слова: странное.
Должна заметить, что все это время - полгода с лишним, - я не только занималась job hunting, хотя, этим, конечно, в первую очередь; но и занималась газетой - волонтерский проект, который в моем резюме на первом месте, т.к. больше у меня опыта раз два и обчелся; делала поздравительные открытки; находила уроки по Фотошопу, чтобы освоить что-то новое, - одним словом, всячески поддерживала свои навыки.
Конечно, подобная работа гораздо интереснее, чем сочинять эти дурацкие cover letters (сопроводительные письма), которые мне всегда тяжело давались, поэтому иногда бывало я уходила в дизайн вместо того, чтобы самой искать работодателей, быть, что называется, proactive.
Весной пригласили на собеседование в еще одну контору: по продаже оборудования для ресторанов и гостиниц. Это был контракт на год: заменять уходящую в декрет сотрудницу. Именно эта сотрудница - ее звали Сьюзан - и проводила собеседование.  Сьюзан мне очень понравилась; бывает такое, когда знакомишься с человеком - и сразу понимаешь, что вы с ним на одной волне, понимаете друг друга с полуслова и говорите на одном языке (хотя для меня английский и не родной). И у меня было ощущение, что это чувство взаимно. Но все-таки Сьюзан, хоть и была ко мне очень настроена, сидела по ту сторону стола собеседования, и задавала вопросы, которые ей были выданы по списку. Она сама как будто чувствовала себя дискомфортно, задавая эти вопросы, т.к. извинялась, говорила, "я должна это спросить", и как будто внутренне за меня "болела", вздыхая с облегчением, когда я правильно отвечала на поставленные вопросы.
Возможно, из-за такого хорошего контакта с интервьюером я могу точно сказать, в какой момент я облажалась. Прокололась на зарплате. Я решила, что раз позиция контрактная, значит, можно просить больше, чем на постоянной. И когда я ответила на вопрос "What are your salary expectations" (каковы ваши ожидания по зарплате), Сьюзан изменилась в лице, и тут я поняла, что все, позиция уплыла от меня. Слово, как говорится, не воробей...
Подруга, консультант по карьере, сказала мне потом, когда я рассказала эту историю, что совершенно необязательно на контракте просить больше, чем на постоянной ставке.
С ее же подачи я все-таки занялась "networking": стала сама ездить по фирмам - дизайн-бюро, типографиям, рекламным агентствам, - и раздавать свои резюме, сопроводительные письма и рекламные открытки, - мол, будете искать графического дизайнера, имейте меня в виду.
Первый раз было морально тяжело. Вот так вот прийти с улицы в незнакомую контору, представиться, сказать, что ищу работу, предложить взять резюме... Но это Канада. Да, иногда люди менялись в лице (не в лучшую сторону), услышав, что я ищу работу, иногда я чувствовала, что только выйду за дверь, мое резюме со всем остальным отправится в корзину, но все всегда оставались неизменно вежливы. После посещения пары-тройки контор уже пошло как по маслу, и я внутренне не заморачивалась.
Однако, я сталкивалась с разнообразными трудностями. Две конторы - в центре Китченера - располагались на одной улице, но там шел ремонт. Долго покружив в тех местах среди блокировок дороги, я плюнула и пошла пешком (а ведь для подобных визитов я старалась одеваться и выглядеть поприличнее, а тут ходи по грязи!..). В одну контору приехала, захожу - никого. В глубине слышны голоса, кто-то говорит по телефону, кто-то с кем-то что-то обсуждает, на ресепшн нет никого. Я стояла-стояла, ждала-ждала - никто так и не вышел. Ладно, думаю, сейчас еще в пару мест заеду, а на обратном пути - сюда. Когда заехала на обратном пути, дверь в офис вообще была закрыта, и на ней висела записка: "Все ушли на офисный ланч". В этот же день я пыталась заехать в еще одно место - там никого не было (дело было в пятницу, после чего я поняла, что по пятницам резюме лучше не развозить), кроме уборочной фирмы, которая вымывала весь офис. Куда-то я приехала и не только не смогла войти, т.к. дверь была заперта, но даже не нашла звонка! Видимо, люди совсем не любили посторонних. Где-то на двери висела табличка "Личные встречи только по предварительной договоренности", - естественно, я не стала туда ломиться. Во все эти места, куда не смогла доставить резюме лично, я посылала их по электронной почте. По электронной почте же я посылала еще во много мест; если не могла туда доехать, или на сайте видела объявление, "no calls, no visits"...
Очень понравилась мне одна фирма - маркетинговое агентство. Когда я зашла, там никого не увидела; но почти сразу вышла женщина - по виду арт-директор, не ресепшенист. Она мне очень понравилась, я сразу почувствовала, что хочу на нее работать. Взяла резюме, предупредив, правда, что дизайнеров они сейчас не берут; но обещала посмотреть мой сайт-портфолио. Потом я нашла ее в ЛинкедИн: да, она действительно была арт-директор и совладелец фирмы. И такая приятная, располагающая к себе женщина!..
Из одной фирмы, куда я отправила резюме - proactive, т.е. объявлений о работе у них никаких не было, - откликнулись, спросили, готова ли я выполнить одну работу - верстка книги, - за мизерные деньги. Я согласилась; и они тут же пропали. Как будто выясняли рынок труда: готов кто-то работать за гроши или нет.
А объявления о работе тем временем пропали. Точнее, нет, не так: они были, но как-то мало; зачастую от одних и тех же фирм, в которые я уже подавалась раза по два. "Все те же клоуны на арене!.."

На собеседования вообще перестали звать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий