воскресенье, 9 октября 2016 г.

Как я искала работу - эпопея. Часть 3

Настало лето. Подруга, консультант по карьере, посоветовала не прекращать поисков работы, т.к. летом люди часто увольняются перед уходом в отпуск, и сотрудники работодателям все равно нужны; а многие соискатели считают лето мертвым сезоном и не подаются.
Летом выскочили две очень интересные вакансии.

Одна - в Гуэльфе, маленькой, но очень занятой типографии. И меня, как ни странно, позвали туда на собеседование.
Карен, владелица типографии, мне очень понравилась, я ей тоже. Интервью было в формате "no b/s", все по существу, никаких "кадровых" вопросов. Но... один вопрос она все же задала, на котором я прокололась. "У вас есть семья?" Поскольку у нас с ней была такая приятная непринужденная беседа, и мы чувствовали взаимную приязнь, я ей сказала не только "Да у меня есть семья", но и зачем-то полезла в подробности: муж и 5 летний сын... И тут меня опять осенило - но поздно, - что я вдаюсь в ненужные подробности... Прямо при мне пришла еще одна претендентка - девушка лет 25 - и вот я подумала, что если она живет в Гуэльфе, да еще и не замужем, кому отдадут предпочтение при прочих равных?.. Думаю, ответ очевиден.
Однако, Карен мне понравилась еще и тем, что в оговоренные сроки честно написала, что выбрали другого кандидата. Не все работодатели сдерживают свои обещания.
Вторая вакансия была тоже в типографии (типография - это как раз то место, где я хочу работать больше всего - для начала), но у нас, и контора на этот раз крупная. Меня вызвали туда на собеседование, однако, теперь я думаю, что по ошибке. Менеджер по кадрам, назначивший интервью, к оговоренному времени не появился - оказалось, что он на одно и то же время назначил два интервью в разных офисах, - со мной беседовала главный дизайнер фирмы, и, хотя беседа протекала очень хорошо (как мне казалось), она несколько раз упоминала, что не знает, о чем меня спрашивать, решений она не принимает, и все в таком духе... На повторное интервью меня уже не пригласили.
Я искала работу уже почти год, и пока без результата. По совету все той же моей подруги-консультанта по карьере решила обратиться в Конестогу Колледж, где я училась на заочном: вроде бы они помогают с трудоустройством всем своим выпускникам.
Не буду вдаваться в подробности местной бюрократии Конестога Колледжа - когда тобой занимается куча народу, - скажу лишь, что у них есть программа Job Placement, спонсируемая правительством Онтарио: по договоренности с работодателем меня пристраивают на работу на 4 месяца, половину з/п за этот период платит работодатель, половину - провинция Онтарио. Через 4 месяца либо работодатель берет меня на работу уже насовсем (на контракт или постоянно), либо ищет себе нового кандидата через ту же программу (как, я думаю, поступают некоторые).
Забегая вперед, скажу, что толку от этой программы для меня лично никакого не было. Обещали меня куда-то пристраивать - но воз и ныне там.
В конце августа - за несколько дней буквально до отъезда в коттедж (я еще несколько нервничала, не сорвется ли вся поездка), - нарисовались два работодателя, и я опять же чуть было не устроилась на работу.
Откликнулась на одно объявление на kijiji.ca (kijiji.ca - это у нас такая общеканадская "барахолка", объявления там бесплатные, но и просмотров больше, чем на специализированных сайтах по поиску работы) - фирма в 5 минутах езды от дома, здесь у нас, в Huron Business Park. Должность была смешанная, как часто бывает в маленьких компаниях: обслуживание клиентов, граф. дизайн и еще что-то, кажется, маркетинг. Мне довольно быстро перезвонили; индийский человек говорил со страшным акцентом, и его было сложно из-за этого понимать. Но акцент был не самое страшное: говорил сумбурно, перескакивал с одного на другое. Т.е. тоже не очень-то имел опыт найма сотрудников. В процессе телефонного интервью он узнал, что я работала тестером ПО, очень обрадовался, сказал, что позиция помимо графического дизайна будет включать еще и тестирование (про обслуживание клиентов уже не было ни слова); потом почему-то начал выяснять, замужем ли я, задал вопрос из серии "а кто у нас муж?" - я ответила, но когда он начал дальше копать, мол, где муж работает и в каком отделе, я уже не выдержала и спросила: "Простите, а это имеет какое-то отношение к делу?.."
По телефону вроде бы я понравилась этому странному индусу; он сказал, что хочет пригласить на личное интервью, но завтра буквально уезжает в отпуск; пришлет мне все детали по эл. почте, и тогда после отпусков - т.е. в начале сентября, - назначим дату и время интервью.
Забегая вперед, скажу. что ничего он не прислал; также, когда я в Конестога Колледже упомянула название его фирмы, выяснилось, что он давно и тесно сотрудничает с ними, они ему неоднократно подбирали персонал и т.п. Мне опять же обещали проследить, чтобы интервью с ним состоялось, но так ничего и не сделали - я ничего от них не слышала, хотя, писала и интересовалась данным вопросом.
Еще подалась на вакансию тоже с kijiji.ca в одну контору на позицию Marketing Coordinator. Мне чуть ли не в тот же день перезвонили - думаю, кандидатов было немного, т.к. у этого объявления было мало просмотров.
Фред - так звали сотрудника - устроил мне серьезное телефонное интервью. Фактически, как настоящее, только по телефону. Подробно расспрашивал про опыт работы. Ситуация осложнялась тем, что он звонил откуда-то чуть ли не из цеха - или ремонтной мастерской,- я не поняла, но шум на его конце стоял жуткий. В конце интервью он сказал, что "хотелось бы все-таки познакомиться лично и взглянуть на портфолио". Я вздохнула с облегчением.
Контора находилась в Кэмбридже; 15 минут езды от дома, но по хайвею: это значит, что случись там что - и 15 минут превратятся в 45, а то и больше.
Личное интервью с Фредом оставило смешанные чувства.
Он мне понравился, - а ведь по компании часто судишь по человеку, с которым общаешься, - плюс мы общались на дизайнерские темы. Портфолио мое ему очень понравилось. И почему-то глядя на него, Фред сказал, что по его мнению я несколько "overqualified" (излишне квалифицирована). Меня это несказанно удивило.
Однако, во время интервью. звенели некоторые звоночки.
Во-первых, муж прогуглил эту контору - получил много отрицательных отзывов, как от клиентов, так и от бывших сотрудников. Т.е. ехала я туда уже не слишком воодушевленная.
Во-вторых, сам Фред производил впечатление человека прямого, искреннего и честного, но при этом в некоторых вопросах концы с концами не сходились (быть может, правда, именно из-за его искренности).
С одной стороны, он говорил, что бюджет на маркетинг огромен, и можно просить все, что хочешь для работы (это когда я спрашивала насчет того, как они добывают изображения, и на каком программном обеспечении работают): мол, вам все оплатят. О президенте отзывался как об исключительно приятном человеке (nice person), хотя и заполошенном. С другой стороны, сам он работал на собственных компьютере и ПО!.. Проработав в компании уже три года! Почему тогда все свое?! Он спросил у меня, могу ли я на период испытательного срока работать на своем компьютере, а по окончании испытательного срока мне любой компьютер купят, какой пожелаю. Хм, купят ли?.. Если у меня и так уже есть свой, на котором я работаю?.. И еще Фред как-то не настроен был оставлять исходники файлов, что тоже показалось мне подозрительным. Т.е. может быть, если бы меня взяли на работу, я бы его и дожала, потому что ситуация с исходниками была мутная (где-то их просто не было, т.к. эту работу аутсорсили), но в одном случае исходники точно были.
Еще у меня было ощущение, что Фред прекрасно чувствует, когда я говорю от души, то, что думаю, а когда "фуфло толкаю". Ну, не совсем фуфло - я не врала - но отвечала на некоторые вопросы стандартными кадровыми формулировками, как рекомендуют консультанты по карьере. Потому что боялась ляпнуть не то, если буду говорить от себя. При ответе на один вопрос Фред мне так и сказал: "Я хочу, чтобы вы были со мной абсолютно честны". Речь шла о том, не считаю ли я предлагаемую работу скучной, ведь во многом придется готовить простейшие объявления из разряда "текст в рамочке". Но на этот счет я думала уже давно, и ответ у меня был готов: "Нет, не скучно, потому что для меня важна в работе дизайнера гармония в первую очередь, а красиво оформленный текст в рамочке - это тоже гармония, и добиться этого - вполне себе креативная задача. Этот ответ Фреду очень понравился.
А вот когда он спросил, какую работу я ищу: full time or part time (на полный или неполный рабочий день), и я ответила, опять же, как учат, "это для меня сейчас не важно, это не то, что меня мотивирует, поэтому я вполне гибко подхожу к этому вопросу", - Фред чуть не взвился до небес. Сказал, "Как это не важно?! Очень даже важно. Вот я, например, никогда не соглашусь на неполный рабочий день или неполную неделю, два дня, три дня, - не-а, ни за что!.. (Правильно, ты наверняка основной добытчик в семье, - подумала я про себя, но конечно ничего не сказала) Вы знаете, вот люди приходят на собеседование, говорят то, что от них ожидают услышать, а потом получается, что это им не подходит..." Откуда у него такой опыт?! Или до меня уже кого-то брали, но человек быстро свалил, и сейчас опять ищут?! Тут я вспомнила, что в объявлении было написано, что они ищут на полный рабочий день, и так и сказала. Фред отметил это, хотя и видно было, что недоволен неискренностью.
Выяснилось, что Фред искал человека себе на замену, т.к. уходил "for personal growth" (для личного роста). Расплывчатая формулировка; он мог как сам уходить - на более высокую должность,  - так и его "могли уйти".
В остальном я Фреду понравилась, о чем он мне и сообщил. Сказал, что по его мнению я полностью подхожу на позицию, правда, как дизайнер я "slightly overqualified - your portfolio is overqualified" (квалификация выше требуемой), - также добавил, что не хочет больше никого искать. Следующие шаги - он собирался поговорить с президентом, который, собственно, был бы моим непосредственным начальником, возьми они меня на работу, и позвать меня на второе интервью с ним. Зная, что я уезжаю в субботу на неделю в коттедж (пришлось об этом сказать - вдруг бы назначили интервью на то время, что я в коттедже?! Поэтому когда Фред спросил, когда я готова выйти на работу, я сказала, "6-7 сентября" - имея в виду, после возвращения из коттеджа), Фред обещал в любом случае связаться со мной в пятницу: "чтобы вы спокойно могли уезжать в отпуск".
Ушла я с интервью просветленная. Работа выглядела привлекательно на первый взгляд; возможно, Фред и прав, что будет скучновато мне, как дизайнеру, но все равно, опыт был бы очень и очень полезен. Мы с мужем искали Фреда среди сотрудников на сайте, но его там не было. Я подумала, может, поскольку он создавал сам этот сайт, он не захотел там фигурировать?.. Т.е. звоночек был, но маленький.
Прошел четверг. Пятница. От Фреда молчок. Я уже решила по возвращении из коттеджа связаться с ним; и тут буквально перед сном - в половине одиннадцатого - проверяю последний раз почту: "Спасибо, что приходили на собеседование. Я был очень впечатлен вашим портфолио. К сожалению, мы выбрали другого кандидата".
Я прогуглила этого Фреда, т.к. в письме была его фамилия, - и многое стало ясно. Во-первых, в его профиле нигде не было упоминания конторы, куда я ходила. Зато он значился "freelance marketer" - т.е. маркетолог-фрилансер. Т.е. понятно, почему он уходил "за личным ростом": решил работать на себя. Возможно, для этих целей лучше не указывать название фирмы, т.к. это будет означать, что "работал на дядю". И это же объясняет, почему у него все было свое: и комп, и ПО. Ему так было удобнее. Возможно, были какие-то договоренности с президентом: мол, я работаю у вас на полную ставку, но везде буду писать, что работаю на себя. Также я узнала, что когда-то он работал рекрутером: это объясняет, откуда он знал все мои заготовки на интервью.

А почему меня не взяли в эту контору - вполне возможно, у президента кто-то был - или появился - на уме, и он "спустил сверху" этого кандидата. Потому что, все концы сошлись с концами; к тому же, Фред сдержал слово - написал мне в пятницу, как обещал, - т.е. у меня нет причин ему не верить, что он бы предлагал меня, как кандидата на свою должность. К тому же, зачем ему лишний геморрой, тратить дополнительное время на интервью с кем-то, если уже есть кандидат, который, как ему кажется, вполне подходит?..

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий