суббота, 13 апреля 2013 г.

Детское: о посещении педиатра


Около месяца назад попали к озвученному выше специалисту. Напишу - скорее, для себя, на будущее,  а также что из этого вышло. (дальше - ОЧЕНЬ много букв)


Основная цель посещения была - проблемы со сном. Конечно, со сном и на тот уже момент все обстояло не так погано, как за 2 месяца до этого (когда мальчику исполнилось 2 года: его тогда как подменили!), но, согласитесь, то, что ребенок засыпает вечером в гостиной на диване, и при этом все остальные члены семьи должны прятаться по комнатам и не нарушать покой ребенка (создавать видимость, что "все спят"), - то, что во всем доме выключается свет, и ребенок ходит впотьмах (а иногда и бегает!), - все это ненормально. И процесс засыпания занимал минимум 1 час (это уже после того, как проделали все процедуры и почитали книжечку перед сном).

Также хотели обсудить отчет от специалиста по речи, задать несколько вопросов по развитию и питанию.

Визит был не напрасным (у меня почему-то было чувство, когда шли, что я хватаюсь за соломинку), получили много полезных рекомендаций, а также ссылок и названий книг, которые могут пригодиться.

Во-первых, по поводу сна. Педиатр, мягко говоря, прифигела, когда я описала, как для усыпления ребенка во всем доме выключается свет, убираются игрушки, чтобы безопасно было ходить по полу, и ребенок шастает по всему дому в темноте. Она не сразу поняла, что ребенок в кроватке не лежит в принципе. Когда же картина до нее дошла во всех красках, она "прописала" следующее, честно предупредив, что процедура невероятно тяжелая, изматывающая как родителей, так и ребенка, не все выдерживают, иногда доходит до разводов (!). И длиться этот кошмар может до 3 недель! "Зато потом ребенок засыпает за 15 минут! - сказала педиатр. - Все дело в том, что его надо научить засыпать. Сейчас он у вас явно не умеет." Итак, алгоритм:

1) Установить одну и ту же рутину укладывания в постель длительностью 30 мин. Исключить все возможные виды активности, которые могут возбуждать малыша (та же ванна, например; обычно, доктор сказала, ванна успокаивает, но когда я описала, как у нас проходят купания в ванне, она сказала, "исключите ванну из рутины укладывания спать")
2) По истечении 30 мин (т.е. почистили зубы - поменяли подгузник - одели пижаму - почитали книжечку) отнести или отвести в его комнату, положить на кровать вместе с его любимой игрушкой и одеялом (чтобы было, что к себе прижать), поцеловать, пожелать "спокойной ночи", выключить свет. Очень важно, чтобы в его комнате было темно. Казалось бы: чего тут особенного?! Я говорю, "Так он же выбежит в коридор быстрее, чем я выйду!.." "Вернуть, снова положить в кровать." И так класть его насильно в кровать до тех пор, пока не уснет. "Вас ждет много бессоных ночей", - предупредила в очередной раз педиатр.

В общем, будущее рисовалось в очень мрачных красках. Но - она права! - имеющаяся процедура укладывания ни в какие ворота не лезла, надо было менять...

Спросили по поводу еды. Есть можно все, за исключением некоторых аллергенных продуктов: орехи (особенно, арахис), моллюски, мед, еще что-то. Это вводить лет с 3. А так - любые блюда с приправами. :) Опять же: не готовить только и исключительно то, что мальчик любит. "Ваша задача как родителей, - сказала педиатр, - предоставлять ему наиболее разнообразную пищу. Если он что-то из предложенного не хочет есть - его проблемы. Значит, поест в следующий раз." При этом кормить его надо 4-5 раз в день: 3 основных приема пищи, 2 "перекуса": фрукты, бутерброды. Она дала сайт по поводу здорового питания для детей. Поилку (бутылочку) нашу она вполне одобрила, говорит, по его возрасту - нормально. Он еще не обязан пить из чашки (на самом деле, он прекрасно пьет из чашки или стакана, но... в ванной. Зачерпнет или наберет из душа - и пьет! А нормально за едой пить из чашки отказывается наотрез. Но доктор велела не настаивать: он еще маленький.

К горшку приучать можно начинать с 2.5 - 3 лет. Мальчики начинают ходить на горшок позже девочек. "Он еще не готов", - сказала педиатр.

Показали наш отчет из KidsAbility от специалиста по речи. Она прочитала - сказала, что ребенок у нас вполне социальный, хотя и отстающий в этом плане. "Но тут что вам может помочь лучше всего - это детский сад. Я, конечно, понимаю, как это дорого...  то, что вы водите ребенка в детский центр - тоже хорошо и как бы альтернатива, но в детском саду как правило одни и те же дети, т.е. ребенок привыкает к ним и начинает взаимодействовать, в детском же центре - постоянно разные, все время новые лица, ребенок теряется. Вы же, родители, в плане социализации ребенка не считаетесь. Ясное дело, что вы с ним друг друга очень хорошо понимаете. Социализация ребенка - это его взаимодействие с другими людьми, отличными от родителей".

Буду продолжать водить в детский центр по максимуму: программа "Готовность к школе" в Желтой комнате, считаю, хорошая альтернатива детскому саду (и там часто одни и те же дети, которых, кстати сказать, приводят няни частных детских садов на дому). Единственное, попасть на эту программу очень трудно. Но если зарегистрироваться на некоторые программы для родителей - например, Guest Speaker Series, Parenting in a New Society - то ребенок автоматически получает место на программе "Готовность к школе". Так и буду поступать.

По воспитанию - я упомянула, что прочла книгу "Taming the Spirited Child: Strategies for Parenting Challenging Children Without Breaking Their Spirits" by Michael H. Popkin - педиатр рекомендовала почитать еще книгу "1-2-3 Magic: Effective Discipline for Children 2-12" by Thomas W. Phelan PhD. Книгу я уже купила, она дожидается своей очереди. Сейчас я по второму кругу перечитываю книгу "Your Two Year Old: Terrible or Tender" by Louise Bates Ames, Ph.D., & Frances L. Ilg, M.D. Очень познавательно.

А вот процедура усыпления мальчика меня вогнала в отчаяние.

Вечером того же дня - а чего тянуть?! - решили попробовать. Конечно, это было ужасно. Мальчик орет, ревет, бьется и вырывается, я его, как учила доктор, беру и кладу в кровать, беру и кладу, беру и кладу, беру и кладу, беру и кладу, беру и кладу... При этом же надо соблюдать спокойный и дружественный тон общения! Через 20 минут борьбы он перестал вырываться и остался в кровати. Я вышла из комнаты. Дверь слегка прикрыла, не закрывала. Упала на диван. Малыш издавал какие-то звуки: бил ногами по стене, но потом затих.

Я переживала, что первый раунд за мной (а доктор предупредила, что дашь слабину один раз - все труды коту под хвост!), но это, возможно, потому, что малыш из-за визита к педиатру не спал днем (время попалось такое), а вот что будет дальше?! Однако, в отличие от других детей, нашему ребенку хватило одного раза. На следующий день он уже совершенно спокойно пошел в кровать, когда было сказано; уснул не сразу, но где-то в течение получаса. Короче, неделю я так его укладывала - никаких проблем! Как доктор и говорила - 15 минут! Ну, бывало, он иногда засыпал дольше 15 минут, где-то полчаса или минут 40, но все равно при этом оставался в кровати!

Тогда я решила попробовать аналогичным же образом установить и дневной сон (чем черт не шутит?!). Педиатр совершенно не настаивала на дневном сне; главное, с ее точки зрения, был хороший, продолжительный сон ночью. "Возможно, - говорила она, - ему уже и не нужен дневной сон. А к 4 годам - когда пойдет в школу - от дневного сна точно придется отказаться. Сейчас главное, чтобы он ложился вечером спать не позднее 9, а лучше даже в 8".

Однако, я знала, что нашему ребенку дневной сон необходим. До этого момента он укладывался днем спать сам. В 13.00 я объявляла "тихий час" - т.е. "время, когда каждый играет сам", - и игнорировала его. Он сам играл, ковырялся, потом от скуки ложился на свой любимый диван в гостиной и засыпал. Происходило это, правда, в районе 15.00, иногда и позже. И спал он потом минимум до 17.00, а так норовил проспать и до полшестого. В это время зачастую уже надо было ехать за мужем на работу, т.е. приходилось ребенка будить. Короче, очень неудобная рутина.

И вот я объявила, мол, с сегодняшнего дня днем будешь спать в своей кроватке, также как и ночью. И мальчик это принял! Пошел и лег! И с тех пор с дневным сном (тьфу-тьфу-тьфу) тоже проблем нет!

Нельзя сказать, что все абсолютно гладко. Малыш же тоже не дурак и учится, и приспосабливается. Он быстро уяснил правило, что если положили спать, надо находиться на кровати. Тогда он стал, только я выйду, играть сидя в кровати. Я заходила - он тут же ложился, но я все равно отбирала игрушки. Сейчас он в кроватку собирается, по выражению мужа, "как на ядерную войну": берет с собой все игрушки, с которыми в этот день играет, все свои самые любимые. Я не протестую (если игрушки безопасны), пусть берет. Но предупреждаю, что если он будет с ними играть вместо того, чтобы спать - отберу. И иногда приходится отбирать (если из детской уж явный грохот и звук игры). Хотя, в основном он все же засыпает через 15 минут после того, как лег - и днем, и вечером.

Как и обещала педиатр.



Комментариев нет:

Отправить комментарий