вторник, 30 апреля 2013 г.

Parenting Your Anxious Child - Part III

Последняя, надеюсь, порция про семинар.

Очень интересны разнообразные методики, которые рекомендуют для помощи и успокаивания ребенка.



1. Метод решения проблем STOP plan: я бы назвала это "борьбой с самонакручиванием" ("У меня не получится", "Я провалю этот тест", "Я никому не нравлюсь", и т.п.; т.е. когда ребенок накручивает себя отрицательными мыслями о еще не случившихся событиях или неподтвержденных ситуациях):

"Scared?" - ("Напуган, боишься чего-то?") - Спросить ребенка, что он ощущает, что происходит с его телом (головная боль, дрожь, схватывает живот, и т.п.).
"Thoughts?" - ("Мысли?") - спросить ребенка, о чем он думает, что происходит в его голове, что он сам себе сейчас говорит.
"Other helpful thoughts?" - ("Еще какие-нибудь полезные мысли есть?") - спросить ребенка, что еще можно придумать в данной ситуации? О чем еще он может подумать? Какие-нибудь позитивные мысли/решения?
"Praise and Plan!" - ("Похвалить себя. Спланировать, что сделать в следующий раз") - пусть ребенок себя похвалит за придуманные решения, а также определит для себя, как он поступит в следующий раз, когда его будут одолевать тревожные неприятные мысли (например, настолько сильные, что вызывают тошноту).

Данный метод борьбы с нереалистичными мыслями хорошо и подробно описан здесь: http://www.anxietybc.com/parenting/healthy-thinking-younger-children

2. Научить ребенка техникам расслабления:
    а) воображаемым: например, представить, что твои страхи - облако, и "оттолкнуть облако" руками, или же мысленно "выжать лимон";

   б) мышечное расслабление: сделать 3 глубоких вдоха; сосчитать от 1 до 10 (если не помогло - то затем от 10 до 1); поговорить с кем-нибудь, кому доверяешь; нарисовать картинку; сделать несколько физических упражнений; спеть; подумать о каком-нибудь приятном месте или же посмотреть на картинку приятного места (вспоминается фильм "Соучастник", где таксист дарит пассажирке свою любимую картинку, которую он использует для расслабления, т.е. она для него как "отпуск"); напрячь и расслабить мышцы.

  в) "шкатулка тревог" ("worry box") - вот это мне очень понравилось - вырезать из бумаги (или можно из чего-то сделать) червячков, на каждом написать название какого-либо тревожного события/мероприятия, например, "день рождения", "школа" и положить этих червячков в шкатулку. Потом доставать по одному и прорабатывать, обсуждать с родителем. Своеобразная материализация страхов.

  г) Поощрять "позитивные" действия: например, ребенок говорит: "Не хочу идти на детскую площадку, я вечно там падаю". Вспомнить вместе с ребенком моменты, когда он не падал: наверняка, таких моментов окажется куда больше, чем реальных падений! Или: "Все меня ненавидят, мне никто не улыбается". Попытаться найти причину, почему ему никто не улыбается: может он сам никому не улыбается? Может, другие дети заняты своими мыслями? Чем-то расстроены?

3. Родителям надо обязательно поощрять ребенка, показывать, как они им гордятся, чтобы повысить самооценку ребенка (некоторые из советов):
      - вывесить работы ребенка в доме;
      - поощрять ребенка звонить друзьям и родственникам и рассказывать о своих достижениях, например, оценках в школе, или зачитывать сочинение;
      - относиться к ребенку с уважением. Если вы уважаете ребенка, то и он вас;
      - открыто демонстрировать ребенку свою привязанность к нему и любовь;
      - избегать унижающих комментариев ("ты плохой", "у тебя идиотская прическа"), т.к. они губят зарождающуюся и развивающуюся самооценку ребенка;
      - вместо фокусирования на личности ("ты плохой") фокусироваться на действиях ("мне не нравится, когда еду швыряют на пол") и давать идеи, как поступить лучше ("можно просто сказать, "я сыт");
      - вовлекать ребенка в процесс решения проблем, а также дисциплинарный процесс. Пусть он сам скажет, какое должно быть последствие за то или иное поведение (лично я сомневаюсь, что данный пункт сработает). Дать ребенку способность контролировать свою жизнь.
      - будьте честны с детьми и они будут честны с вами!
      -  делитесь с детьми своими чувствами. Выражайте беспокойство, что они поздно приходят домой; гордость - когда они не боятся брать на себя ответственность; не скрывайте, что вы устали, и вам нужна помощь убрать со стола.
      - Дать каждому ребенку обязанности по дому в соответствии с возрастом.
      - Помочь ребенку ставить перед собой реалистичные цели и задачи в школе, хобби, интересах и т.п.
      - Четко говорить ребенку, когда он поступает хорошо.
      - Избегать заявлений, типа "ты мог бы сделать лучше" (пробежать быстрее, получить более высокие оценки, и т.п.), т.к. это интерпретируется ребенком как "я недостаточно хорош для моих родителей". Вместо этого спросить, насколько, с его точки зрения, ребенок преуспел, и позволить ему поставить перед собой цель.
      - Моделировать собственные ошибки и не стесняться рассказывать ребенку о своих ошибках в детстве. Дети должны знать, что на ошибках - учатся, ничего страшного в них нет (с одной стороны, конечно, да. Для нашего ребенка-перфекциониста это точно важно. Но с другой - тут с этим подходом иногда берут через край: все думают, что ошибки - ничего страшного, и поэтому кругом допускают ошибку на ошибке! За всеми нужен глаз да глаз).
      - Не угрожайте детям и не пытайтесь предсказать будущее.
      - Дайте ребенку его личностное пространство (т.е. комнату, угол), позвольте этому месту быть отражением личности ребенка.
      - Рассказывайте детям об их наследии, родственниках и предках. Все это - часть их индивидуальности.

4. Научить ребенка техникам решения проблем:
      - Что я чувствую?
      - В чем проблема?
      - Что я могу сделать с этим?
Обсудить все это вместе с ребенком; предложить ему найти решение.

5. "Hopping Down the Worry Path" - постепенное, шажок за шажком, достижение своей какой-либо цели в борьбе с тем или иным страхом. Суть такова: Ребенок представляет, что он - кролик, скачущий к огороду с морковкой. Каждый скачок - преодоление очередной стадии своих страхов, - заносится в схему. В конце - "морковка" - достижение цели. Например, ребенок боится оставаться в гостях один надолго. Поэтому первый шаг будет - "Прийти в гости вместе с мамой, мама будет в другой комнате". Второй шаг - "Прийти в гости вместе с мамой. Мама отлучится на 5 минут". Третий - "Мама отлучится на 10 минут". И так далее; "Остаться в гостях на ужин"; "Провести вечер в гостях одному" (Цель достигнута, "морковка" получена). Для старших детей вместо кролика, скачущего за морковкой, можно использовать "термометр страхов" или "лестницу страхов". Подробно этот способ описан здесь: http://www.anxietybc.com/sites/default/files/HelpChildFaceFears_2b.pdf

6. Ролевые представления. С помощью кукол, мягких игрушек и т.п. проиграть ту или иную ситуацию. Взрослый может смешным голосом озвучивать беспокойные, тревожные мысли, и нормальным - обычные.

Для детей постарше можно с этой же целью использовать разные очки: "очки беспокойства" и "очки реального мира". Предложить ребенку попеременно одевать то одну пару, то другую и озвучивать ситуацию с разных точек зрения.

Вот еще один сайт нам рекомендовали: http://www.freeprintablebehaviorcharts.com/ - на нем можно скачать таблицы, оформленные в той или иной тематике, которые может заполнять сам ребенок (или совместно с ребенком) по его улучшению в какой-либо области или достижению какой-либо цели.

-----------------------------

Надеюсь, что ничего из приведенного длиннющего трактата нам с нашим малышом не понадобится, но, как я уже писала, "кто предупрежден - тот вооружен". Думаю, что описанные выше техники можно применять превентивно, чтобы ребенок как раз и не стал anxious.

1 комментарий:

  1. Отличный пост!Кое-что уже взяла "на вооружение"... Наша старшенькая, очень тревожая и беспокойная дама. "Worry boks"-интересная идея, да и выставка работ ребенка-тоже пришлась по душе. В ближайшем будущем планируем организовать выставку ее работ у нас дома. Будет "детский фуршет" и т.д. Спасибо! Оксана, Россия

    ОтветитьУдалить