пятница, 26 апреля 2013 г.

Parenting Your Anxious Child - Part I

- Это название семинара, на который я сходила во вторник 23 апреля от "Zero2Six" (подразделение Lutherwood, которое занимается психологическими проблемами детей). Записалась на семинар с целью получить место для ребенка на программу "School Readiness" (я теперь, как другие мамы, называю это просто "школой". Говорю ребенку, "пойдем завтра в школу". :)) Но семинар оказался очень интересный и познавательный!

Насколько же здесь по-другому относятся к воспитанию по сравнению с Россией!.. Да и всем бСССР, я думаю! Может, поэтому иностранцы (выходцы из Европы, США, Австралии) мне казались особенно раскованными, свободными, незакомплексованными, но в то же время с уважением относящимися к окружающим, на фоне соотечественников?..

Недавно прочла книгу про двухлеток, написанную в 80-х годах. Т.е. 30 лет назад. По-моему, ничего похожего в нашей системе воспитания не было!

Так вот, про семинар. Пишу опять же скорее для себя - типа, конспект.

Во-первых, что значит само название семинара? Из перевода названия - что-то типа, "Как воспитывать беспокойного ребенка". Но по сути - получается anxiety в данном случае уже приближается к неврозу. Одна мама спросила, чем отличается "worried child " от "anxious child". Ведущая объяснила, что "worried" (озабоченный, встревоженный) - это когда ребенок просто волнуется из-за чего-либо, а "anxious child" - когда эти волнения уже переросли в психосоматику: у ребенка болит голова, схватывает живот, иногда его даже рвет, пропадает аппетит, или, наоборот, ребенок начинает слишком много есть, закатывает истерику (temper tantrum), т.е. нервозность настолько сильна, что уже "влияет на жизнь ребенка" (по выражению ведущей). Очень важно подобные состояния прорабатывать вместе с ребенком, а в идеале, конечно, предотвращать.

Откуда берется подобная нервозность? По трем причинам: а) биологическая чувствительность (т.е. от природы) б) черты характера (personality traits): характер (личность - personality) формируется, когда врожденный темперамент вступает в взаимодействие с окружающей средой, в первую очередь, семьей; в) стрессы.

Ведущая привела пример девочки, с которой она сейчас работает (она не только проводит семинары, но еще и работает с семьями на дому по детским проблемам): девочку в раннем возрасте собака сбила с ног и чуть не укусила, с тех пор девочка смертельно боится собак, даже самых маленьких.

Как помочь беспокойному ребенку? Кое-что из разряда общеизвестного, но есть и весьма интересные моменты.

1) Здоровое, частое питание. Исключить продукты, содержащие, например, кофеин.
2) Сон. Одна и та же процедура укладывания, успокаивающие занятия перед сном. В случае нашего ребенка "успокаивающие занятия" - это особенно важно: он предпочитает бегать-прыгать и всячески стоять на ушах. "Спокойные занятия":
  - лего (придется совершить над собой усилие и принести из подвала);
  - тихая музыка;
  - успокаивающая ванна;
  - раскраски (colouring);
  - думаю, сюда же можно отнести занятия с пластилином, правда, у нас вместо спокойной лепки иногда бывает как-то все же слишком все активно: кролик "перекусывает" "провода", колечки катятся, кусочки пластилина то и дело "прячутся" и надо их "искать" или изображать, как ты расстроена их потерей, т.е. все равно как-то очень уж энергично получается.
  - no screen (т.е. никакого телевизора, компьютера, компьютерных игр - "никакого экрана", одним словом) за 1 час до сна.
3) Занятия спортом.
4) Распорядок дня: последовательный, предсказуемый, по возможности, поддающийся контролю самого ребенка. Можно, например, использовать графические изображения - для детей помладше, - или схемы - для детей, умеющих читать, - для повседневных рутин: скажем, как правильно одеваться: сначала - белье, потом - носки, пуловер, брюки, куртку, ботинки. Т.е. тогда ребенок не оденет куртку на голое тело, и ему не придется начинать все с начала. Своего рода, календарь, "ежедневник" для малышей. Можно привлекать детей к различным занятиям: например, вместе с вечера собирать школьный рюкзак.
5) Воспитание: твердое и последовательное. Предсказуемые ожидания (в соответствии с возрастом! Например, не стоит ожидать, что 2-летний ребенок сам полностью оденется) и последствия.

В следующем посте расскажу о том, как прорабатывать эмоции ребенка, и разных методиках.

4 комментария:

  1. Надя, постоянно читаю ваш блог и очень полезно и четко все пишете! Беру всегда на заметку себе тоже! спасибо)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Я рада, что Вам интересно!

    (Я вообще удивлена, что кто-то это читает :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, очередной и интересный пост! Жду прододжения! Надя, а как Вы проводите время с малышом перед сном?Спасибо! Оксана, Россия

      Удалить
    2. У Вас, Оксана, что ни вопрос - то не в бровь, а в глаз! :)) Как я провожу время с малышом перед сном?... Да никак! :( Его как-то трудно организовать и увлечь. Обычно у нас: ужин - водные процедуры - перезагрузка посудомойки (а что: вполне спокойное занятие!..) - чистка зубов - чтение книжки (опционально). Как-то так. Иногда вместо чтения играем с животными на ферме: они кушают, спят, гуляют, ездят на джипе за трубами... Тоже вполне спокойное занятие. Одним словом, все, что угодно, лишь бы отвлечь ребенка от беготни и прыганья по дивану и креслу!.. :)

      Ввести же четкую рутину, как рекомендуют, что-то не особо получается: уж больно малыш буйный и норовит прогнуть свою линию...

      Удалить