понедельник, 29 апреля 2013 г.

Parenting Your Anxious Child - Part II

Итак, продолжаю рассказывать про семинар о воспитании беспокойного ребенка.

(Наш не относится к этой категории, но "кто предупрежден - тот вооружен").

Очень важно понимать чувства ребенка и научить его понимать его собственные чувства.

Как помочь ребенку идентифицировать чувства, эмоции?



1) называть их ("ты рассержен", "тебе обидно", ...), проговаривать, пытаться понять;
2) чувства можно определить по внешним признакам: сжатые кулаки, красное лицо, головная боль, комок в горле, трясущиеся конечности, холодные руки и ноги, потеря речи (т.е. ребенок не может  говорить), боли в животе, отказ от еды или наоборот, ребенок начинает усиленно есть, - все это могут быть признаки беспокойства.

Надо дать ребенку возможность проговорить эти чувства. Например, ребенок боится идти на день рождения, его страхи: "Я буду одинок, мне не с кем будет играть". "А кто еще кроме тебя приглашен? Пригласили ли кого-либо, кого ты знаешь?" "Боба... Джона... Анну..." "Вот видишь, ты знаешь уже троих из приглашенных детей. Ты можешь пообщаться с ними!"

Помимо просто разговора, можно смоделировать ситуацию с помощью пальчиковых кукол: т.е. проиграть всю ситуацию дня рождения с пальчиковыми куклами.

Если ребенку предстоит какое-либо выступление, можно предложить ему сначала рассказать все родственнику, или позвонить рассказать другу, т.е. как бы "отрепетировать" заранее на благожелательной публике.

Как ребенок может высказать, что он чувствует, что его беспокоит? Например, он может высказать, что это не его чувство/эмоция, а Супермена, Золушки, его друга Боба или Синди, и т.п. Так ему может быть легче рассказывать об этих эмоциях.

Ребенку необходимо обеспечить поддержку, утешение, успокоить его:
- обнять;
- поговорить;
- спеть;
- рассказать истории из жизни;
- почитать книжки, например, The Kissing Hand / by Audrey Penn (хороша для подготовки к школе), или When I feel afraid / Cheri J. Meiners. В этих книгах описываются ситуации, с которыми может столкнуться ребенок.
- Также можно делать небольшие памятки ребенку для моральной поддержки. Например, если ребенок первый раз идет в школу, можно положить ему в контейнер для завтрака какую-нибудь смешную рожицу, или записку (если он уже умеет читать), одним словом, нечто, что напоминало бы ему: "Я - рядом! Я с тобой!" Совсем маленькому ребенку можно поставить штамп на руку, или приклеить маленькую наклеечку (стикер), которая бы напоминала о родительской поддержке.

Не стоит отметать страхи ребенка как несостоятельные, а наоборот надо их признавать, и, конечно же дать понять, что он может опереться на родителя. Кстати, в том случае с девочкой, которую сбила собака, родители никак не поддержали, а отнеслись к ситуации, мол, ерунда какая!..

Стараться моделировать храброе поведение. Выражать уверенность в ребенке и его способности справиться с ситуацией, как и в самой ситуации. Поощрять храброе поведение, но очень мягко и не настойчиво: необходимо помнить, как это сложно, принимать, что ребенок совершает "детские шажки", обязательно награждать его попытки и помнить, что со временем все улучшится.

Нам рекомендовали один интересный сайт: http://connectability.ca/, я сейчас сижу его изучаю. Там, кстати, можно скачать бесплатно много разнообразных ситуативных картинок для детей.

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий